Творить в удовольствие: фоторассказ о творчестве мастера-кукольника

Кукла – первая игрушка человека. О ее игровом и культовом значении в истории человечества уже написано множество научных и публицистических трудов. Еще большее значение она имеет в жизни каждого отдельно взятого человека. Кукла вызывает множество самых теплых и душевных ассоциаций: детство, семья, мама и папа, любимые дети. На разных этапах развития человечества эту игрушку изготавливали из различных материалов, и выглядели они в зависимости от культурного и национального контекста по-разному. В наш век технологических возможностей куклы стали практически точной миниатюрной копией человека, часто повторяя даже их физические свойства. Среди массового конвейера особо выделяются «живые» штучные создания рук кукольников. Один из таких мастеров – Валентина Носова из Арзамаса. 20 лет прошло с создания ею первой куклы, и уже сейчас это творческое занятие стало неотъемлемой частью жизни мастерицы. О своем творческом пути, а также об особенностях изготовления различных кукол Валентина Носова рассказала «Серафимовой земле».

    Рукоделие присутствует в жизни Валентины Носовой с самого детства, трепетное отношение к нему она сохранила даже спустя годы. В третьем классе маленькая Валя уже ходила в шапке и шарфе, связанных своими руками. Когда в доме появилась швейная машинка, начала шить себе, потом – детям. Умение шить и вязать особенно выручало в непростые 90-е годы. При этом художественного образования у мастерицы нет, но есть правильная предрасположенность: дядя Валентины – профессиональный художник, брат тоже работал художником 20 лет.

      Мечта шить куклы была всегда, но исполняться она начала только с рождением детей – больше 20 лет назад. До этого были и зайцы-тильды, и мягкие игрушки, но они мастерицу не зацепили. А вот когда впервые увидела Вальдорфскую куклу – влюбилась. Сшила такую же детям для игры, назвали Викой. После следующих пяти кукол был большой перерыв, который Валентина посвятила воспитанию детей. К современным куклам она пришла около семи лет назад. Проводником в мир кукол стал интернет: примеры других мастеров и безграничные творческие возможности этого дела вдохновили на создание своих маленьких героинь.

        Затем были эксперименты с Тыквоголовками (прим. ред. – голова таких кукол, сшитая из клиньев, напоминает тыкву). Шились они из бязи, для цвета и запаха подкрашивались кофе, ванилью и корицей, в качестве волос использовалась валяная шерсть. Такие куклы получались довольно бюджетными. И эти, и другие виды кукол, которые шьет Валентина, – интерьерные варианты. Хотя сама же мастерица отмечает, что кукольное дело постоянно совершенствуется, и современные мастера изготавливают такие игрушки, с которыми можно играть, не страшно стирать или даже придумывать новые прически, не боясь испортить их внешний вид.

          Текстильные куклы, которыми сейчас занимается Валентина, получили негласное название «Арзамасочки», в честь любимого города, и выглядят очень естественно. Чтобы добиться максимальной схожести с человеком, приходится тщательно прорабатывать даже мельчайшие детали. Миниатюризация требует более кропотливого труда: порой сшить одежду на взрослого человека быстрее и проще. Образ будущей куклы обычно приходит по вдохновению, прототипом игрушки может стать встречный ребенок, героиня книги или фильма.

            Работа над куклой начинается с прорисовки всех частей на ткани, затем они прошиваются и только потом вырезаются. Готовые детали нужно вывернуть и набить холлофайбером. Перед сборкой Валентина рисует лицо будущей куклы акриловыми красками. Потом собирает все части тела воедино. Для того чтобы кукла «ожила», во время набивки в ее руки и ноги вставляется проволока, с этой же целью на этапе сборки между частями тела ставится пуговичное крепление. Чтобы придать кукле естественный вид, ее тело тонируют пастелью, лучше в несколько слоев. Для закрепления краски можно использовать, например, лак для волос.

              Все детали Валентина прошивает на машинке, маленькой иголкой зашивает отверстия. Игла побольше нужна для того, чтобы сшивать части. Мастерица самостоятельно шьет одежду и даже миниатюрную обувь. Для сборки обуви уже нужен инструмент посерьезнее – молоток. На изготовление куклы в среднем уходит порядка 3-4 дней. Много времени занимает создание волос, одежды и обуви. Одно платье порой шьется около восьми часов. Если раньше в ход шли совершенно разные ткани, чаще всего собранные в ателье, то сейчас рукодельница делает особый акцент на качестве, поэтому в работе старается использовать только хлопок. Можно брать и бязь, но, по словам Валентины, эта ткань – более несовершенный материал.

                Волосы могут быть разными: для них подойдет и шерсть для валяния или для вязания, и готовые искусственные или натуральные трессы (прим. ред. – пряди волос, прикрепляемые специальными заколками или капсулами). Раньше Валентина покупала окрашенную обработанную шерсть и делала трессы сама, сейчас старается приклеивать просто пряди, чтобы не оставалось проплешин. Волосы – самый дорогой расходный материал в работе.

                  Все приходит с опытом. Были в ходе работы и испорченные детали, но со временем техника совершенствуется, а игрушки выходят все более безупречными. За последние семь лет Валентина сшила более 100 кукол. Одна из первых сейчас живет в Австралии, один заяц отправился в Англию, были заказы из Ямало-Ненецкого округа, Кемеровской области и Одессы.

                    Много мастерица не шьет: этому занятию она посвящает свободное от домашних забот время, периодически возвращаясь к вязанию и другим творческим занятиям. Работает по вдохновению, создает кукол по своему вкусу и уже потом у них находится новый хозяин. Фото игрушек публикует в своем аккаунте Инстаграм. Как и каждому мастеру, Валентине приятно, когда ее работы находят своего почитателя, но при этом она не ставит перед собой цели продать кукол. Было время, когда она шила под заказ тематические игрушки, связанные с разными профессиями. Сейчас делает это реже – не всегда ожидания заказчика совпадают с задумками автора.

                      В планах – изготовление скульптурно-текстильных кукол. Чаще всего они больше по размерам, чем простые текстильные, да и держать в руках такие усовершенствованные игрушки приятнее. Шьются они тоже из хлопка, набиваются таким же холлофайбером. Но в процессе изготовления для придания скульптурности на лице делаются утяжки, затем уже тело сверху обтягивается трикотажем. Сверху лицо также прорисовывается акрилом. Изготовление такой куклы может занять целый месяц. Руки и ноги у нее – на шарнирах (Валентина использует готовые деревянные бусины), они пришиваются либо между частями тела, либо вставляются внутрь. Таким образом, у игрушки появляется больше возможностей в движении.

                        «Я творю в удовольствие», – не устает повторять мастерица. Кукольником себя она не считает: по словам Валентины, это скорее увлечение, которым она живет, то, что придает силы. Свои игрушки она часто дарит по поводу и без, ее кукол ждут маленькие и большие коллекционеры. Но вести мастер-классы и передавать свой опыт все-таки еще не готова: мало самой уметь что-то делать, отмечает арзамасская рукодельница, нужно еще уметь это донести, а это повод развиваться еще в одном направлении – педагогике.