Материал от природы: фоторассказ о творчестве берестянщика

Береста (прим. ред. – верхний тонкий слой березовой коры) издавна составляла важную часть крестьянского быта. Из нее изготавливали посуду, мебель, обувь и даже одежду. В наше время бересту заменили более актуальные материалы, которые в то же время не смогли восполнить всех ее полезных свойств. Сегодня берестяные изделия чаще всего ассоциируются с эксклюзивными сувенирами ручной работы – творение рук современных берестянщиков. Один из таких мастеров, продолжающих традиции народного ремесла, – жительница Арзамаса Татьяна Егорова. О своем хобби длиною в 20 лет, а также об особенностях берестяного дела она рассказала порталу «Серафимова земля».

    Уроженка Калининградской области, Татьяна приехала в Арзамас еще в детстве вместе со своими родителями-актерами. Однако за профессиональным образованием она вернулась в свой родной город – Советск, где она окончила художественное училище. После возвращения в Арзамас пошла работать по профессии. Тогда и произошло ее знакомство с берестой: первую работу, которую поручили начинающему мастеру, была шкатулка. Берестяную науку Татьяне пришлось постигать самостоятельно.

      Берестой мастер занимается уже больше 20 лет, хотя и застенчиво продолжает называть это занятие своим хобби. Хлопотно, много мусора… Сколько раз пыталась бросить, но всегда возвращалась: творческий процесс не отпускает. Свою привязанность объясняет тем, что оторваться от бересты невозможно: это занятие для Татьяны стало способом релаксации.

        По специальности Татьяна – художник-оформитель. В настоящее время она трудится в Арзамасском театре драмы бутафором. Родители служат здесь же. Работа в театре и увлечение берестой часто друг друга дополняют: берестяные изделия в исполнении Татьяны часто «играют на сцене».

          Почти все изделия Татьяна выполняет в технике аппликации. Детали и элементы вырезает вручную, без использования автоматического тиснения, работает так с каждым художественным элементом. Вообще, поработать удалось уже со многими техниками, например, с той же прорезной берестой. Но народным мастером Татьяна все-таки себя не считает: в традиционном ремесле детали сплетаются, а она использует в работе клей, чтобы вещи были более практичными и долговечными.

            Бересту для изделий добывают один раз в год, в отличие от лозы, которую можно собирать круглогодично. Лучше всего отделяется кора во время так называемого второго сокодвижения – конец мая-июнь, в это время как раз начинает активно распускаться листва. Снимать кору с растущего дерева разрешено только в специальных вырубках и при наличии соответствующих документов от лесхоза. Но с упавшего дерева можно взять кору в любое время. Так как у Татьяны нет массового потока, то и материала ей хватает надолго – его она хранит на лоджии. При работе старается придерживаться принципа «безотходного производства» – в ход идут даже самые маленькие куски.

              Береста может храниться до двух лет, со временем она меняет цвет (темнеет) и скручивается, поэтому ее нужно сразу положить под груз. Цвет материала зависит не только от срока хранения, но и от места, где растет дерево. Чтобы расправить уже деформированную бересту, ее можно сварить. Например, поместить в холодную воду, подождать, когда она закипит, и оставить еще минут на 15-20. Со свежей берестой работать приятнее – она более пластичная, но Татьяна находит применение и застарелому материалу – использует его как структурную заготовку для картины, на которой потом останется только дорисовать сюжет. Таким образом, природа сама создает пейзаж, который каждый дополняет сам, доверившись своей фантазии.

                Иногда работа начинается с отрисовки эскизов: это касается особо сложных работ. Эскиз исполняется сначала на листке, потом переносится на кальку, затем – на бересту, потом вырезается. Мелкие детали Татьяна вырезает маникюрными ножницами, для более крупных деталей понадобится нож-резак. Чистит бересту тоже ножом. Вырезанные детали собираются в одну композицию с помощью клея, а затем дополняются художественными нюансами, например, мелким ручным тиснением, при необходимости акрилом прорисовывается рисунок для структурности. Работа с берестой – дело достаточно экономное, но трудоемкое. На небольшое зеркало может уйти три часа, а вот изготовление герба размером А4 может занять уже около трех дней. От такой работы с суровыми инструментами руки грубеют даже у самых изнеженных особ.

                  Заказов много. Все хотят эксклюзив и предлагают порой самые неожиданные идеи. Одна из таких необычных работ – Медуза Горгона. Пользуются спросом различные сувениры и практичные аксессуары: очечники, портсигары, зеркала, игольницы, магниты, расчески или сережки. Половину из них Татьяна раздаривает: без подарков из ее дома редко уходят. В арсенале ее работ и берестяные гербы России и Арзамаса. О качестве исполнения говорят сроки: изделия, выполненные арзамасским берестянщиком, хранятся у заказчиков по 20 лет. Темы тоже самые разнообразные: например, русская красавица в бересте, из православных сюжетов – Воскресенский собор на шкатулках. Идеи подает сама природа, часто подсказывают заказчики, они же мотивируют совершенствоваться. Самой Татьяне всегда интересно браться за что-то новое, даже при повторении изделий старается сделать их особенными.

                    Береста известна своими полезными свойствами: она обладает антигрибковым, антивирусным и бактерицидным действием. Чтобы продукты не портились, крестьяне хранили продукты в бересте. Она также не пропускает воду: для изготовления таких предметов с дерева снимали сколотень (берестяной цилиндр, целиком, без разреза). Татьяна тоже делает бокалы, но, чтобы они не протекали, использует пчелиный воск. Этот природный материал позволяет использовать его в разных творческих вариациях: на нем рисуют, выжигают. Береста по текстуре похожа одновременно на кожу, на дерево и на бумагу.

                      Кто-то звонит мастерице целенаправленно, чтобы сделать заказ по своему вкусу, кто-то замечает понравившуюся вещь в интернете. Найти Татьяну Егорову можно на сайте «Ярмарка мастеров», в социальных сетях ВКонтакте и Instagram. Но лучше всего, по признанию самой мастерицы, работает «сарафанное радио»: благодаря этому способу распространения информации Татьяну знают уже достаточно хорошо как в городе, так и за его пределами. На выставках свои работы Татьяна показывает редко: обычно изделия разбирают быстро, и продемонстрировать уже нечего. Но мастерица с удовольствием участвует в конкурсах и учит детей премудростям берестяного дела, а также с энтузиазмом берется за оформление мероприятий.

                        За то время, что Татьяна работает с берестой, все члены семьи стали немного берестянщиками: муж помогает собирать материал, папа делает деревянные заготовки. Детей Татьяна тоже старается приучать к труду, чтобы, по ее словам, они знали, как работать руками. Девочки с удовольствием занимаются творчеством и участвуют в выставках уже со своими берестяными изделиями. О творческих планах Татьяна говорит робко: одно из заветных желаний – получить высшее профильное образование. Кстати, Татьяна единственная из одногруппников, кто работает по профессии. Говоря об этом, она гордо утверждает, что «художник должен быть художником»!