СерафимМедведь

История собора

Фото предоставлено Нижегородской епархией

По преданию, на месте нынешнего Воскресенского собора была построена первая в Арзамасе церковь во имя Архистратига Божия Михаила при основании города царем Иваном Грозным в 1552 году. Сто лет спустя, вместо обветшавшего храма был выстроен новый во Славу Воскресения Христова, также деревянный. В XVIII веке он был перенесен из Арзамаса в деревню Костылиху, где находится по сей день. Вместо деревянного собора в 1742 году был возведен каменный пятиглавый храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь великомученика Иоанна Воина.

После триумфа над Наполеоном арзамасцы единодушно решили построить новый собор «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской… и избавление Церкви и Отчизны от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Для этого на Соборной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. Каждый житель Арзамаса считал своим долгом внести посильный вклад в общее дело. Построенный целиком на народные деньги, на протяжении почти двух веков Воскресенский собор является символом воинской славы России, доблести русского оружия и героизма защитников Отечества всех времен. Именно поэтому, как одна из реликвий, до революции в нем хранилось знамя Арзамасской дружины Государственного ополчения, переданное в храм в 1815 году ее начальником Федором Стремоуховым.

    Фото предоставлено Нижегородской епархией

    Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса М.П. Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма. Строительство продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.В. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.

    Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы освящались последовательно в 1832, 1833, 1834 и 1842 годах.

    В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Как ни парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.

    В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих и непрестанным ходатайствам перед представителями власти предстоятеля Русской Православной Церкви, уроженца Арзамаса, Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) собор был возвращен Нижегородской епархии, и в нем возобновилась литургическая жизнь.

      Фото предоставлено Нижегородской епархией
      Фото предоставлено Нижегородской епархией
      Фото предоставлено Нижегородской епархией
      Фото предоставлено Нижегородской епархией

      Интересный факт

      Примечательно, что деревянный иконостас из прежнего Арзамасского Воскресенского собора, который был разобран в 1814 году, в настоящее время находится в церкви Вознесения Господня села Степанова Арзамасского района. «В церкви села Степанова на царских вратах – Тайная Вечеря и Благовещение. Главы лиц представлены горельефом, а прочие части тела и одежды – барельефом. В киоте – Распятие Господа с предстоящими; над Распятием – два ангела. Иконостас этот, построенный около 1745 года, как видно из надписи на одной иконе, писанной в 1745 году Егором Ивановичем Греком, поступил в церковь села Степанова из прежнего Арзамасского Воскресенского собора, который был разобран в 1814 году».

      Архимандрит Макарий, «Памятники церковных древностей Нижегородской губернии», г. Санкт-Петербург, 1857 год

        Архитектура

        Воскресенский собор построен в форме греческого креста. Длина и ширина храма равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста – 22 сажени (46 м 86 см). На храме расположены 5 куполов, высокие фронтоны, которые расписаны фресками, 4 портика, держащиеся на 48 колоннах.

        Святыни

        • животворящий Крест Господень;
        • Казанская икона Божией Матери;
        • икона Божией Матери, именуемая «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»);
        • икона Божией Матери, именуемая «В родах Помощница»;
        • икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромких чудотворцев с частицами мощей;
        • икона святого праведного Алексия Бортсурманского с частицей мощей.

          Престолы

          • в память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее);
          • в честь святого благоверного князя Александра Невского и святителя Митрофана, епископа Воронежского;
          • в честь Покрова Пресвятой Богородицы и апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
          • в честь святого мученика Иоанна Воина и преподобного Серафима Саровского;
          • в честь Всех святых и святителя Николая архиепископа Мирликийский Чудотворца.

            Расположение