Сохраняя святыни: искусствовед Татьяна Васильева – о реставрации икон Воскресенского собора в Арзамасе

Жемчужина Арзамаса, архитектурный шедевр – Воскресенский кафедральный собор Арзамаса достоин всех этих эпитетов! Не меньшее восхищение вызывает и внутреннее убранство храма: гордостью собора являются монохромные фрески, созданные в технике «альфреско» – тушью по сырой штукатурке. Огромную ценность составляют и произведения иконописи, хранящиеся в храме.

Чтобы не потерять все эти сокровища, впервые с момента возведения собора (1842 год) организованы масштабные работы по его реставрации – огромный пласт мероприятий был включен в план развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров».

Планируется, что уже к концу 2022 года объект культурного наследия засияет во всей своей красе. Фронт работ впечатляет: реставрация фасада, монументальной живописи на фронтонах и внутрихрамовой росписи, замена оконных блоков. Также здесь планируется установить системы отопления и вентиляции, благодаря чему храм, который всегда был неотапливаемым, можно будет посещать и в зимнее время.

За исполнение задач взялась Ярославская художественная мастерская «Реставратор». Мастера работают и с произведениями иконописи, хранящимися в храме. Всего противоаварийные и консервационно-реставрационные работы коснулись 65 икон Воскресенского собора. Об особенностях произведений иконописи Воскресенского собора и самом процессе реставрации порталу «Серафимова земля» рассказала искусствовед, заместитель директора по научной работе Ярославской художественной мастерской «Реставратор» Татьяна Васильева.

    1. Татьяна Львовна, расскажите, какими годами датированы иконы, подлежащие реставрации?

    В основном это иконы, написанные талантливыми местными мастерами в 1830-е годы специально для интерьеров Воскресенского собора. Часть икон, находящихся в храме, также ранее принадлежала другим арзамасским храмам, закрытым в советское время. Среди святынь Воскресенского собора, поступивших на реставрацию, – почитаемый список афонской иконы Божией Матери «Достойно есть» (1853 г.), принадлежащей Алексеевскому женскому монастырю в Арзамасе, а также первый список чудотворной иконы «Богоматерь Знамение» Серафимо-Понетаевского монастыря (1885 г.). Последний был написан Клавдией Ивановной Войлошниковой, уроженкой города Любима, который находится в Ярославской губернии, – и это очень знаменательно.

    2. Когда начались работы по демонтажу икон?

    Демонтаж икон был начат в мае 2021 года. Именно в это время температурно-влажностный режим достиг нормы, при которой иконы стало возможно перемещать.

      3. Где проходит реставрация?

      Реставрация икон осуществляется как непосредственно в Арзамасе (администрацией собора предоставлено помещение для работы реставраторов), так и в Ярославле, в помещении реставрационной мастерской ООО ЯХМ «Реставратор», оснащенной специальным оборудованием и современной охранно-пожарной сигнализацией. Противоаварийные и реставрационные работы ведутся силами 14 аттестованных художников-реставраторов.

      4. Сколько икон увезено в Ярославль?

      В Ярославскую мастерскую транспортировано 49 икон. Состояние сохранности этих икон позволяло осуществить их перевозку.

        5. Какая именно работа будет проводиться в рамках реставрации?

        Реставрация икон – сложный процесс, требующий строгого соблюдения ранее разработанной и утвержденной методики. Многие технологические операции требуют большого мастерства и должны осуществляться последовательно, с необходимой временной выдержкой. Реставрации предшествуют предварительные исследования, фотофиксация. Далее проводится удаление поверхностных загрязнений, укрепление красочного слоя и грунта, утончение покровной пленки, подведение реставрационного грунта, тонирование в местах его нанесения и потертостей авторского красочного слоя, нанесение защитной покровной пленки.

        Много внимания уделяется и реставрации деревянной основы икон: заделка трещин, сплачивание основы, восполнение утрат и пр. Некоторые иконы находятся под металлическими окладами, состояние сохранности которых далеко от идеального: утраты металла, накладных деталей, стойкие деформации. Поэтому осуществляется целый ряд сложных работ по приведению их в надлежащее состояние, включающий и воссоздание утраченных элементов.

        Высокохудожественные шитые ризы, в которые облачена часть икон, вызывают большой интерес у наших специалистов как образцы работы прославленных арзамасских монастырских мастерских, чье творчество было известно в XIX веке далеко за пределами России. Их реставрация требует от нас также большого мастерства.

        Наше основное внимание направлено на проведение противоаварийных мероприятий и консервацию икон.

          6. Можно ли уже говорить о каких-то результатах?

          Да, полностью завершена реставрация трех икон. В процессе реставрации с готовностью в 50 % – 62 образа.

          7. Когда планируется завершить реставрацию всех икон?

          Согласно договору, завершение реставрации икон планируется в декабре 2022 года.

          8. В чем, по вашему мнению, главная особенность Воскресенского собора в Арзамасе?

          На наш взгляд, своеобразие Воскресенского собора заключается в том, что он представляет собой почти полностью сохранившийся во времени ансамбль, где гармонично сочетаются архитектурные формы, монументальная живопись, резные иконостасы и высокопрофессиональная иконопись 1830-1840-х годов XIX века. Особую художественную ценность представляет то, что весь ансамбль создан талантливыми местными мастерами.

            Справка

            Ярославская художественная мастерская «Реставратор» осуществляет масштабные работы по сохранению историко-архитектурного наследия регионов России уже более 60 лет. Мастерская специализируется на реставрации и воссоздании монументальной, станковой темперной и масляной живописи, а также скульптуры, резьбы и мебели.