• Главная /
  • Житие преподобного Серафима Саровского

Житие преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский. Икона. Начало ХХ в. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря
Чудесное спасение после падения с колокольни
<p>Отец Серафим родился 19 июля (1 августа) 1754 года в благочестивой семье в Курске и при рождении был наречен Прохором. Отец его Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и слыл за богатого, но честного и благочестивого купца. В 1752 году он взялся за возведение храма во имя преподобного Сергия в Курске, но через 5 лет скончался и завершить строительство завещал своей жене Агафии. Добрая, умная и милосердная супруга довела дело до конца: храм был исполнен хорошо и добросовестно. Во время строительства семилетний Прохор поднялся за матерью на колокольню и, по любопытству неосторожно нагнувшись через перила, упал на землю. Агафия Мошнина в ужасе спустилась, думая, что сын разбился. Но Прохор встретил мать целым и невредимым. Агафия и раньше видела Божие благословение на своем сыне, но после чудесного случая она убедилась, что сын охраняется особым промыслом Господа. </p> <p>Прохор с детства отличался острым умом и быстрой памятью, сочетал в себе крепость телесную и смиренность духа. Когда мальчику исполнилось 10 лет, Бог снова явил через него чудо. Прохор только приступил к изучению церковной грамоты, как его настигла болезнь. Недуг приковал его к постели, и никто уже не думал о его выздоровлении, но в самое тяжкое время пришла к нему в сонном видении Пресвятая Богородица, обещая посетить и исцелить. Так и исполнилось: вскоре через двор Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Божией Матери. Агафия приложила сына к святыне, и с тех пор он пошел на поправку, а затем и совсем выздоровел. </p>
    <p>Прохор ответственно помогал старшему брату в лавке, но сердце его к торговле не лежало. Раньше всех он вставал утром и уходил в храм, стараясь не пропускать ни одной службы. Свое время он старался проводить в уединении и вскоре попросил у матери благословение уйти в монастырь. Агафия Мошнина радовалась, что сын так близок к Богу, и не противоречила его желанию. К семнадцати годам юноша окончательно утвердился в своем решении встать на иноческий путь. </p> <p>Выбирая монастырь, Прохор склонялся к Саровской пустыни, но сначала решил отправиться в Киев, чтобы помолиться у святых мощей преподобных Антония и Феодосия, первоначальников иночества, взять благословение и наставление от бывших там подвижников. Перед тем как отправиться в путь, он трогательно попрощался с матерью. Агафия благословила сына в дорогу медным крестом, который будущий подвижник носил на своей груди до конца жизни. </p> <p>Будучи в Киеве, Прохор отправился за благословением к затворнику по имени Досифей, который спасался недалеко от святой Печерской лавры. Прозорливый старец, видя на юноше благодать Божию, благословил его идти в Саровскую пустынь. Окончательно утвердившись в своем намерении, Прохор направился в дом своей матери, где провел еще несколько месяцев — это время было прощанием с родиной и родными.</p>
      Явление Пресвятой Богородицы отцу Серафиму во время его болезни
      <p>В 1778 году Прохор стал послушником Саровского монастыря. Настоятель обители отец Пахомий принял юношу с любовью и определил к казначею иеромонаху Иосифу. Вскоре по усердию в трудах Прохора, кроме келейного послушания, направили еще в хлебную и столярню. Бодро и ревностно исполнял послушник все вверенные ему работы, несмотря на постигавшие его искушения. Телесным трудом он занимался и в минуты отдыха. Но больше старался Прохор быть в уединении: в своей келье он молился, читал и трудился. Стремясь к уединению и подвижничеству, юноша с благословения старца Иосифа уходил в лес, где мог предаться молитве и богомыслию.</p> <p>В 1780 году Прохор тяжко заболел, все тело его распухло. Недуг длился три года, из которых не менее половины Прохор провел в постели. Отцы Пахомий и Исаия, жалея больного и опасаясь за его жизнь, настояли на визите врача, на что Прохор ответил, что предал себя воле Господа, и попросил его исповедать и причастить Святых Христовых Тайн. После этого, на удивление всех, больной выздоровел. Тайну исцеления он открыл позже, рассказав, что после причащения ему явилась Пресвятая Дева Мария с апостолами Иоанном Богословом и Петром и, обращаясь к Иоанну и указывая на Прохора, сказала: «Этот Нашего рода!». Своим жезлом Пресвятая Богородица коснулась его бедра, избавив от недуга. Перенесенная болезнь принесла много душевной пользы Прохору, утвердив его еще больше в вере. </p> <p>Прохор провел в послушании восемь лет. За это время он изменился внешне: при мужественном сложении имел высокий рост — около 2 аршин и 8 вершков (178 см), выразительные глаза его были светло-голубого цвета, а густые волосы — светло-русого. </p>

        ***

        <p>В 1786 году был совершен иноческий постриг Прохора, в котором его нарекли Серафимом, что означает «пламенный». В том же году он был посвящен в сан диакона. Служение в церкви всегда совершал с усердием. Однажды во время службы отец Серафим остановился и не смог вымолвить ни слова. В таком состоянии он простоял неподвижно три часа и, придя в себя, рассказал, что явился ему в сиянии Иисус Христос со множеством ангелов. Господь благословил всех бывших в храме.</p> <p>В 1789 году отец Пахомий и отец Серафим заехали в Дивеево навестить старицу Агафию Семеновну Мельгунову. Она была больна, поэтому, предчувствуя близкую кончину, просила отца Пахомия не оставлять ее послушниц и обитель, вверенную ей Царицей Небесной. Он же ответил, что сам уже стар, и посоветовал перепоручить это дело отцу Серафиму. </p>

          ***

          Камень, на котором молился преподобный Серафим Саровский
          <p>Когда отцу Серафиму исполнилось 39 лет, его рукоположили в иеромонаха. С тех пор он стал подвизаться в духовной жизни еще с большим рвением и любовью. От непрерывного стояния на службах и келейного бдения у отца Серафима опухли ноги, и священнодействовать он уже не мог. Тогда он испросил разрешения у отца Пахомия совсем уйти в уединение, видя в том свое призвание. Это было последнее благословение, полученное от мудрого старца Пахомия, который вскоре отошел ко Господу. Перед кончиной старца отец Серафим пообещал ему оберегать дивеевских сестер. </p> <p>С благословения нового настоятеля иеромонаха Исаии отец Серафим удалился в пустынную келью, где непрестанно молился, читал святых отцов и трудился на возделанном им огороде. Зимой и летом он ходил в одной и той же убогой одежде, в подражание древним святым носил тяжелые вериги и железный пояс. В холод сам колол дрова и отапливал келью, а иногда добровольно переносил мороз и стужу. Труды он совмещал с постом и воздержанием. Если сначала пустынник питался черствым хлебом, который делил с прилетающими к нему птицами, то потом и вовсе отказался от своей недельной порции и ел только выращенные им овощи, иногда целыми неделями мог совсем не притрагиваться к пище. При этом тщательно укрывал он свои подвиги от людских глаз, живя в совершенном одиночестве. Те из братии, кто хотел пойти к нему в ученики, не выдерживали трудностей пустыннической жизни отца Серафима и, получив душевную пользу, удалялись обратно в обитель. </p> <p>Дьявол, видя его высокое подвижничество, наводил на него разные искушения, доходящие порой до тяжких нападений: поднимал тело его на воздух и оттуда с огромной силой ударял об пол. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. В глухом лесу ночью восходил он на гранитный камень, а днем молился на таком же камне в своей келье. Так нес отец Серафим свой подвиг тысячу суток и только в конце жизни рассказал об этом подвиге братии.</p>

            ***

            <p>В 1804 году к отцу Серафиму, когда он рубил дрова, подошли двое мужчин, одетых по-крестьянски, и начали требовать денег. Не поверив, что у пустынника ничего нет, они набросились на него. Отец Серафим не стал сопротивляться и наносить вред нападающим, решив стерпеть все безвинно во имя Господа. Тогда злодеи ударили его обухом топора и продолжали бить, подтащив к дверям кельи. Перевернув все в убогом жилище, они не нашли никакой наживы и, увидев, что натворили, бежали в ужасе. Придя в чувство, преподобный Серафим помолился Богу о прощении нападающих и, проведя ночь в мучениях, отправился в обитель к литургии. В монастыре он провел первые восемь суток в тяжелом состоянии, братия уже не надеялась на его выздоровление: голова его была проломлена, ребра перебиты, все тело покрыто ранами. Во время консилиума врачей старец уснул, и в видении приблизились к нему Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Обратившись к невидящим Ее врачам, Пресвятая Дева произнесла: «Что вы трудитесь?». Потом, обернувшись к отцу Серафиму, сказала: «Сей от рода Нашего». Очнувшись ото сна, больной не стал принимать помощи врачей и с тех пор начал выздоравливать.</p> <p>Девять месяцев провел отец Серафим в монастыре, но, как только вернулись к нему силы, снова ушел в свою пустынь. Крестьян, напавших на него, простил и просил их никак не наказывать. Вскоре виновные сами слезно просили у него прощения. После смерти настоятеля иеромонаха Исаии отец Серафим принял на себя подвиг молчальничества. Безмолвствовал он на протяжении трех лет, не принимая посетителей и не появляясь в это время в обители. Суть этого подвига состояла не во внешних признаках, но в полном отречении от житейских помыслов. </p> <p>После 15 лет жизни в пустыни согласился перейти в обитель, где принял новый подвиг – затворничество. В его монастырской келье имелись только икона с лампадой и пень, служивший стулом. В сенях поставил он деревянный гроб, чтобы всегда помнить о смертном часе, в нем он и завещал его похоронить. В затворе старец провел около пяти лет, затем новым видением Богородицы Господь повелел ему отворить двери кельи для каждого. С тех пор отец Серафим стал принимать всех, поучая ко спасению, давая нуждающимся благословения и короткие наставления. </p>

              ***

              Преподобный Серафим Саровский копает Канавку
              <p>Однажды внесли к отцу Серафиму дворянина-помещика Михаила Васильевича Мантурова, который совсем ослаб от одолевшей его болезни ног и не мог сам передвигаться. Трижды спросил старец больного, верует ли он в Бога, и, получив искренний и горячий ответ, с молитвой помазал его ноги святым елеем, после чего всыпал в полы сюртука сухари и велел Мантурову нести их в монастырскую гостиницу. Гость, которого к старцу принесли, теперь сам встал и пошел, радуясь и дивясь произошедшему чуду, чувствовал он себя совершенно здоровым. После исцеления Михаил Васильевич продал свое имение, отпустил крепостных и купил в Дивееве землю, завещая ее в будущем Дивеевской обители. Все теперь он делал с благословения батюшки Серафима, став его любимейшим другом. Старец доверял ему все дальнейшее обустройство Дивеевского монастыря. </p> <p>15 лет принимал батюшка Серафим посетителей, но из затвора не выходил. В 1825 году в сонном видении Пресвятая Богородица разрешила ему посещать пустынь. С этого же года за благословением к отцу Серафиму начали приходить дивеевские сестры и начальница общины Ксения Михайловна. Сам он пока в дела общины не входил, но иногда отправлял туда избранных Божией Матерью сестер. В одном из явлений Божия Матерь повелела взять восемь сестер из общины Ксении Михайловны и на задах села Дивеева устроить обитель. Богородица показала, как обнести эту землю канавой и валом. Для устроения четвертого Своего жребия на земле Пресвятая Богородица Сама дала новый устав для обители. По нему принимать сюда не должно вдовиц, но только девиц, которых Она благословит, и обещалась Сама быть игуменьей обители. Там же, где ударяла Она жезлом, начал бить благословенный источник, устроенный позже как колодец. Здесь же, у родника, устроили для отца Серафима новую келью, известную в дальнейшем как Ближняя пустынь. В монастырь теперь ходил старец только на ночь и на богослужения. </p> <p>Посетителей у батюшки Серафима стало больше: ежедневно в его келье бывало около 2000 человек. Беседы старца согревали сердце и возбуждали решительные перемены к лучшему. Свои наставления он основывал на слове Божием; всех, независимо от душевного устроения, благословлял и любил. По чистоте духа имел он и дар прозорливости. Кроме того, в отце Серафиме действовала благодать исцеления. </p> <p>В 1827 году отец Серафим просил Михаила Мантурова построить для сирот своих, как называл он девиц Дивеевской обители, Рождественские храмы, соединив с папертью приходской Казанской церкви. Михаил Васильевич построил их на деньги, вырученные от продажи своего имения. Дивеевские сестры приходили к батюшке Серафиму за духовным назиданием. Саровская братия была недовольна этим, и тогда отец Серафим, чтобы показать всем, что забота его о сестрах угодна Богу и Царице Небесной, помолился, чтобы выбранное им многовековое дерево склонилось в знак расположения. На следующий день оно лежало вывороченное с корнем. Протоиерею Василию Садовскому отец Серафим с восторгом и радостью рассказал, как в новом видении он просил Богоматерь заступиться за своих сирот – вверенных ему сестер Дивеевской обители. </p>

                ***

                Блаженная кончина преподобного Серафима Саровского
                <p>В последнем, двенадцатом, явлении Пресвятая Богородица сказала отцу Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами!». Было ему в то время около 80 лет. За год до смерти старец почувствовал крайнее изнеможение сил душевных и телесных, стал реже ходить в пустынную келью и принимать посетителей в монастыре. Много раз рассказывал он собеседникам своим, какая радость ожидает человека на небе, а теперь начал говорить и о своей смерти. </p> <p>В январский воскресный день 1833 года отец Серафим в последний раз пришел в больничную церковь во имя святых Зосимы и Савватия, после причастия простился со всеми молившимися братиями, всех благословил, поцеловал и, утешая, говорил: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте». Старец был бодр и весел, несмотря на изнеможение физическое. </p> <p>Обычно старец Серафим, уходя из монастыря в пустынь, оставлял в своей келье зажженные свечи; на замечания про возможный пожар всегда говорил: «Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Так и случилось в тот день: почувствовав запах дыма, братия обнаружила, что в келье отца Серафима тлели лежавшие на скамье вещи. Самого старца нашли стоящего на коленях в молитве, со сложенными крестообразно руками. Он был мертв.</p> <p>Могилу блаженному старцу приготовили на том самом месте, которое давно было намечено им самим, и его тело в продолжение восьми суток лежало в Успенском соборе. Ко гробу отца Серафима во множестве стекался народ.</p> <p><em>Изображения предоставлены журналом "Фома"</em></p>
                  СерафимМедведь