«Исцелить» святыни: как проходит реставрация икон из Воскресенского собора в Арзамасе

В июле мы уже беседовали о промежуточных итогах реставрации икон из арзамасского Воскресенского собора с искусствоведом, заместителем директора по научной работе Ярославской художественной мастерской «Реставратор» Татьяной Васильевой. На тот момент из 207 подлежащих реставрации предметов (иконы, скульптуры и картины, написанные маслом) на «лечение» в Ярославль отправили всего 49 икон, сейчас там их уже 60. 15 икон уже отреставрировали, из них два Богородичных образа – «Вспоможение в родах» и «Радуйся, Невесто Неневестная» – после процедур вернулись обратно. Еще семь икон отреставрировали непосредственно в Арзамасе.

Взявшись за восстановление Воскресенского собора, ярославские специалисты провели большую подготовительную работу, в том числе искусствоведческую. До этого полной структурированной описи образов арзамасского храма не было: вернее, были списки, но несколько разрозненные. Мастера начали собирать сведения с 2018 года, и уже сейчас составлен полный реестр икон собора.

    По словам самих мастеров, задействованных в работе, в случае с арзамасскими иконами стоит задача – максимально сохранить и укрепить то, что есть, привести в надлежащий вид, чтобы не были видны утраты красочного слоя. Большинства из этих икон реставрация коснулась впервые, но даже при таком раскладе совсем запущенных случаев здесь нет. Естественно, состояние икон зависит в том числе и от условий, в которых они хранятся. Воскресенский собор, как летний храм, имеет свои преимущества: службы зимой не проводятся, поэтому сюда не привносится лишняя влага и отсутствуют перепады температур. Из-за того, что все процессы идут очень медленно, иконы здесь особо не страдают.

    Но повреждения все же есть. Так, например, иконой святителя Николая Чудотворца из иконостаса изрядно полакомился жучок-точильщик. В этом случае проводится серьезная работа по укреплению древесины там, где это возможно, наиболее пострадавшие участки удаляют и восполняют новыми вставками.

      По возможности иконы доставляют в ярославскую мастерскую вместе с окладами – ими занимаются в столярной мастерской. Какие-то образы демонтировали из иконостаса, пять икон решено реставрировать прямо на месте, так как их демонтаж может негативно повлиять на сохранность как икон, так и самого иконостаса. В Ярославль даже доставили целые алтарные двери, на которых были написаны образы. Под скальпели реставраторов легли и массивные иконы, которые прихожане могли видеть на столбах внутри Воскресенского собора.

      Особенностью арзамасских икон являются используемые при их написании так называемые асфальтовые краски (прим. ред. – краски, приготовленные из асфальта и имеющие коричневый оттенок). При смешении с масляными красками асфальт со временем мигрирует сквозь верхние слои, а при температуре свыше 35 градусов – размягчается, что служит причиной серьезных разрушений красочного слоя. Из-за неумеренного использования этого пигмента арзамасскими живописцами образовалось так называемое «сморщивание» поверхностного слоя. В тех случаях, когда они использовали асфальт в качестве подмалевки, краска, лежащая поверх него, растрескалась, и образовался так называемый «плывущий кракелюр». Перед реставратором стоит сложная задача – сохранить красочный слой и постараться его выровнять.

        С апреля мастера трудятся над массивным Распятием, которое было закреплено на основе под окладом. Расчистка показала, что под более поздней записью (прим. ред. – более позднего верхнего изображения) находился текст, который решено открыть и оставить, заметны и незначительные изменения при поздних записях: например, гвозди на ступнях Спасителя при поновлении иконы оказались чуть выше раннего изображения. Работа над этим образом продолжается.

        Еще один интересный экземпляр – это икона Распятия с клеймами (прим. ред. – сюжетные картины на полях иконы) XVIII века. У нее довольно любопытная конструкция: икона вставлена в раму, для которой даже изготовлен свой ключ. Так вот, открыв сзади раму, можно увидеть, что само Распятие вставлено в икону отдельно.

        Одной из самых почитаемых икон собора является «Воскресение с сошествием во ад». Сейчас этот образ, считающийся чудотворным, изучают опытные специалисты мастерской. Кроме того, уже завершена работа над иконой «Богоматерь с Младенцем на престоле», написанная известным русским живописцем, педагогом Императорской Академии художеств Николаем Алексеевым, учеником А.В. Ступина.

        Перевозят иконы летом и осенью, до наступления холодов. По возвращении домой они попадают в температурные условия близкие к тем, которые будут действовать в отреставрированном Воскресенском соборе. Кроме того, чтобы проведенная работа не пошла насмарку, это должно быть проветриваемое и продезинфицированное пространство. Здесь они будут ожидать окончания всех работ, запланированного на конец 2022 года.