«Это ремесло будет жить!»: фоторассказ о творчестве мастера по лозоплетению

Ремесло изготовления плетеных изделий из лозы является древним искусством. Из ивового прута плели необходимые для хозяйства и работы предметы. Смастерить корзинку или огородить дом ивовым плетнем раньше мог любой хозяин. Со временем такие изделия стали выполнять и декоративную функцию. Как вид декоративно-прикладного искусства лозоплетение развивается в Нижегородском крае с конца XIX – начала ХХ веков. Чего только умельцы не плели! Детские игрушки, посуда, шляпы, дорожные сундуки, мебель. Такие виртуозы были и в Арзамасе, живут они здесь и в наше время. Мастер по лозоплетению Юрий Викторович Юдин показал «Серафимовой земле» свою домашнюю мастерскую и рассказал о процессе создания изделий.

    Любовь к дереву у Юрия Викторовича – с детства. Даже поступать он пошел на столяра, но получить эту профессию тогда не получилось – не набрали группу. Осуществить мечту удалось позже: увидев объявление в газете, он пошел обучаться основным приемам лозоплетения к одному из арзамасских мастеров. В общей сложности мастер занимается лозой уже 25 лет. В своем доме он освободил место для маленькой, но уютной мастерской, где всегда может остаться наедине со своим любимым занятием.

      Лоза – это ветви ивы. Их собирают с дерева-одногодки – для работы нужны именно ответвления, без сучков, которые появляются позже. Когда ветки собраны, дерево обрезается под корень, чтобы на следующий год прийти сюда за новым материалом. Если этого не сделать, то вырастут непригодные для плетения прутики. Мастер собирает материал, когда опадают листья, – начиная с октября и до конца апреля. После начинается период сокодвижения, и, если обрезать ветки в это время, куст засохнет. Конечно, с молодым прутом легче и быстрее работать, но для дерева это наносит непоправимый вред.

        В поисках материала Юрий Викторович обходит округу, но есть у него и собственные посадки. Сортов ивы существует очень много, до 150. Мастер определяет их по коре: деревья с желтой, красноватой и коричневой он ценит больше, а вот ива с зеленым бархатным стволом считается слишком хрупкой. Для себя и занятий с детьми на год Юрию Викторовичу нужно около 70 тыс. маленьких прутиков. На одну небольшую корзину уходит порядка 50 веток.

          Чтобы очистить собранные прутики, их проваривают. Для этого Юрий Викторович использует сорокалитровый бак. В зависимости от толщины и длины веток в бак помещается около 2500 штук. Процесс занимает около четырех часов: за это время ветки меняются в цвете – становятся темнее из-за выделения дубильных веществ.

            Очищают ветки специальным инструментом – щемилкой. Готовый проваренный материал нужно обязательно просушить, чтобы он не заплесневел. Для этого ветки складируют в сухом месте. А уже перед тем, как плести, замачивают в воде. Остатки снова можно отправить сушиться, и так до бесконечности – материал не пострадает.

              Изделие может состоять и из более тонких веток – ленточек. Для их изготовления используют колунок – инструмент, которым прутик разделяют на три части. В его использовании тоже нужна сноровка: колунок должен идти четко по центру прута: чуть отклонившись, он испортит ветку. Получившиеся части остается обстрогать специальным ножом до нужной толщины ленты.

                Сложность изготовления всех изделий примерно одинаковая. С мебелью, конечно, приходится повозиться – для нее нужен каркас. Если браться за кресло-качалку, например, то сначала сырое дерево для каркаса загибается на специальных шаблонах, а когда оно высохнет, основы собирают и оплетают лозой. Для корзины в качестве каркаса может быть изготовлен обруч, от которого начинают плести. Самих приемов плетения очень много: веревочка в два или три прута, послойное и простое плетения, загибки, косички и др. С их помощью создаются разные рисунки.

                  Еще один инструмент, который использует мастер в работе с лозой – это изер, он нужен для уплотнения веток в узоре. Когда изделие готово, его покрывают лаком для блеска и укрепления. В некоторых случаях получившийся предмет можно и покрасить.

                    На изготовление корзинки, без учета приготовления материала, у Юрия Викторовича уходит около пяти часов, на шкатулку – три дня. На мебель – больше, но при наличии готового каркаса оплести кресло, например, можно также за три-пять дней. Если начинать с каркаса, то работа может занять от 1,5 месяцев. Мастер занимается и ремонтом вещей из лозы – чинит плетение, подновляет цвет, подбирая нужный оттенок прута. Самое сложное в работе с лозой – заготовка, на нее уходит больше всего времени.

                      Мастер утверждает, что из лозы можно делать все, что угодно. Насчет подарка Юрий Викторович давно не ломает голову – его он может сделать своими руками. За идеями мастер «ходит» в Интернет. На некоторые работы его вдохновляют сами заказчики: обычно они рисуют то, что хотят увидеть, а Юрий Викторович, используя свою фантазию, воплощает желаемое в жизнь. Бывает так, что изделие приходится создавать под тематику выставки или к определенной дате. Так, на фестиваль валенка, который проходил в Арзамасском районе, мастер изготовил валенок из лозы. Над этим большим проектом он трудился пять дней.

                        Корзина может прослужить сколько угодно – все зависит от условий хранения. Главное, чтобы не было влажности. Если хранить на солнце, то может слезть лак, потрескаться. Также мастер отмечает, что через год цвет изделия может измениться – оттенки прутиков сравняются. Но это распространяется только на изделия из проваренных веток.

                          Юрий Викторович считает, что научиться плести из лозы можно и за месяц, но не каждому под силу довести дело до конца: часто через месяц ряды добровольцев изрядно редеют. Кроме того, заниматься этим в квартире очень неудобно: ветки, кастрюли – все это занимает много места, а едкий дым распространяется и в соседние помещения.

                            Юрий Викторович верит, что искусство лозоплетения будет жить. Хотя бы из-за того, что в наш век, где главенствуют искусственные материалы, лоза – природное сырье, которое напоминает о настоящем и нерукотворном. Кроме работы на заказ мастер работает преподавателем дополнительного образования и передает свои знания и умения детям. Несмотря на то, что им достаточно трудно усидеть на месте, есть в группах дети, которые с удовольствием проводят за лозоплетением по 3-4 часа. Мастер надеется, что из них вырастет достойная смена. Сам процесс плетения он называет своего рода терапией: восстанавливает душевный покой, приводит в порядок мысли. «Я, когда плету, успокаиваюсь, получаю удовольствие», – признается мастер. Именно в эти минуты маленькая рабочая комната Юрия Викторовича превращается в уголок отдыха, а любимое занятие – в дело всей жизни.