Сохранить и возродить ремесло: фоторассказ о творчестве мастера по ткачеству на стане

Одеться и украсить свое жилище – актуальные потребности человека во все времена. Если сейчас удовлетворить такие запросы можно в любом магазине, то нашим предкам с этим было сложнее – шить приходилось самим. По мере прогресса появлялись и совершенствовались необходимые для этого приспособления. Так, к XVIII веку практически в каждом доме был ткацкий станок, работать на нем девочки начинали уже с шестилетнего возраста. Со временем и его заменили более актуальными конструкциями, но есть люди, которые не дают кануть в Лету исконному ремеслу как части культурной истории нашего народа. Наталья Мартьянова – одна из тех мастериц, кто старается не только приспособить старинное ремесло под современные реалии, но и передать знания другим. Она рассказала «Серафимовой земле» об устройстве ткацкого стана, и показала, как на нем работать.

    Ткацкий стан – довольно сложная конструкция, которая появилась в жизни людей не сразу: изначально рукодельницы начинали с ткацких рам, на которых скреплялись нити-основы. Стан выглядит довольно громоздко, но на деле оказывается не таким тяжелым. Мастерица Наталья Мартьянова познакомилась с ним не так давно, но сразу открыла для себя массу преимуществ. Во-первых, сам процесс ткачества достаточно увлекательный, а во-вторых, по мнению Натальи, в отличие от той же вышивки дело здесь идет довольно быстро: результат можно увидеть буквально за час. Хороший вариант для тех, кого утомляет слишком монотонная работа.

      Сама Наталья родом из села Красное Арзамасского района, которое издавна славится ремеслами и, в первую очередь, валянием. Прадедушка мастерицы тоже владел этим мастерством, поэтому неудивительно, что девушке так близко рукоделие. Основным местом работы Натальи является Центр ремесел Арзамасского района, где она учит детей управляться со станом и создавать ткацкие изделия.

        Сам процесс заправки нити в стан сложный и длительный. На это может уйти полдня. В самом деле важны внимательность и аккуратность: если что-то пошло не так при заправке, нужно будет все распускать и начинать заново. Длина будущего изделия зависит от длины заправки нити-основы. Нитки наматываются по определенной схеме, приспособления для этого бывают разные: например, ворОба – несколько крутящихся накрест положенных палок. Но Наталья использует гвозди: они вбиваются в стену, затем на них наматываются нити, образуя восьмерку. Потом эта намотка снимается в форме косы – так удобнее брать, и нити не путаются. Если с гвоздиков что-то слетело, все отправляется в мусор: распутать уже не получится.

          Для дальнейшей заправки нужно сохранять перекресток, который возникает в восьмерке при наматывании. Нити надеваются на специальную палочку, которая привязывается к барабану стана. Чтобы перекресток сохранился, в стане есть специальные перышки, которые фиксируются до перекрестка и после. Далее косичку стягивают на свОлок (вал).

            Свободные рабочие концы равномерно проходят через нИтченки – два ряда переплетенных в середине петель, натянутых между двумя противоположными палочками. Восьмерка идет строго парой. Одна пара проходит через первые нитченки, другая пара – через вторые. И так последовательно они идут друг за другом. Если хотя бы одна нить потеряется, придется все распустить и начать сначала.

              К нитченкам привязаны веревки с педалями. Одна педаль оттягивает одни нитченки вниз, другие при этом остаются сверху, образуя между нитями расстояние. Нажатие на другую педаль дает обратное разделение: поднимаются те нити, что были снизу.

                В образовавшееся расстояние прогоняют нить уткА – рабочую нить, которая образует рисунок полотна. Доска, к которой нить прикреплена, называется уткОм. Нить уткА заводят, распрямляют и прижимают нажатием педали. В получившийся перекресток снова заводят нить, но уже с другой стороны. И так до конца изделия. Готовое полотно срезается, а нити основы завязываются для фиксации.

                  Перед работой можно прорисовать желаемый узор. Но обычно схема будущего изделия возникает в процессе: во время работы постепенно вырисовывается определенный рисунок. В качестве нити уткА Наталья использует разноцветные нарезанные тканевые трикотажные ленты. За основу также можно брать ситец, лен и даже мочало. В зависимости от ткани и размера лент получается разный рисунок.

                    Есть так называемое выборное ткачество. Дощечкой выбираются нитки, через которые прогоняется нить уткА – так получается узор. Техник ткачества существует достаточно много. Конечно, такие занятия более кропотливые и затратные по времени, но и результат получается эффектнее.

                      Соткать метровое полотно, не отрываясь, можно часа за два. Длина может быть любой, а вот ширина – фиксированная, она зависит от ширины самого стана и бердО (деталь стана, которая служит для разделения нитей основы на определенную ширину и прижатия уткА). Мастерица отмечает, что эту деревянную деталь изготавливали в Арзамасе и доставляли даже за пределы города. Есть и детские станы, их строение сходно со взрослыми, конструкция отличается только размером.

                        Ткацкие станы выпускают и в наше время: их строение похоже со старинными приспособлениями. Объемные ткацкие станы существуют в основном в мастерских, дома используют настольные, которые проще устроены, да и стоят дешевле: если за большой станок придется заплатить около 50-60 тысяч рублей, то настольный обойдется примерно в 10 тысяч. Сами ткани тоже недорогие, поэтому ткацкое ремесло даже с приобретением настольного стана получается незатратным. Кроме стана и ножниц, чтобы обрезать нити, никакие инструменты не понадобятся.

                          На занятия к Наталье ходят не только девочки: мальчики тоже интересуются ткачеством. «Наша цель – сохранение и возрождение ремесла. Хочется, чтобы оно продолжало жить», – говорит мастерица. Она отмечает, что ткацкие изделия сейчас пользуются спросом. Современные полотна выглядят актуально за счет новых, более качественных и ярких, материалов. Ткачеством в домашних условиях тоже занимается немало людей. Старинные технологии в сочетании с нынешними тканями дали исконному ремеслу новую жизнь.