Одеяла с историей: фоторассказ из творческой мастерской «ТриПетелки»

Лоскутное шитье, квилтинг, пэчворк – искусство создания орнамента из разных фрагментов тканей распространено по всему миру, и всюду оно имеет свою специфику и давнюю историю. Интерес к этому старинному виду рукоделия переживает сейчас новую волну актуальности.

Творческий дуэт «ТриПетелки» в Арзамасе продолжает традиции «бабушкиного» ремесла: 10 лет мастерицы занимаются лоскутными одеялами, на создание которых их вдохновляют заказчики, родственники, знакомые и просто прохожие. За это время сшито уже около 300 одеял. Каждое из них, совсем как дитя, имеет свое имя и историю появления. Рукодельницы рассказали «Серафимовой земле» об удивительных обстоятельствах и кропотливом процессе создания лоскутных изделий, а также показали свои творения и уютную мастерскую.

    Все началось как во сне, а точнее, со сна, который приснился Галине Михайловне Петелиной. Она рассказала его своей давней знакомой Надежде Александровне Трифоновой, и он сбылся – вдвоем стали шить лоскутные одеяла. Так началась история творческого дуэта «ТриПетелки», название которого родилось из фамилий мастериц. Практики и знаний в лоскутном творчестве не было, интернета тогда – тоже, было только огромное желание. Сшив первое одеяло, они были счастливы настолько, что остановиться уже не могли. Многие удивляются, как на протяжении этих 10 лет женщины с противоположными темпераментами так гармонично уживаются. Сначала они и сами поражались тому, как точно совпадают вкусы и даже мысли. Сейчас друг без друга они себя уже не представляют.

      В начале творческого пути огромных амбиций не было: делали одеяла для себя, показывать стеснялись – дарили их родным. Первый успех пришел с фестивалем «Секреты мастеров» в Нижнем Новгороде: там работы оценили по достоинству. В 2015 году «ТриПетелки» представляли свое творчество в Суздале. В дальнейшем были еще Елабуга, Казань. Одеяла от мастерской «ТриПетелки» живут не только в нижегородских семьях, но и за пределами региона и даже страны: одно одеяло улетело в Лондон, был заказ из Франции.

        «На наши одеяла реагируют больше всего дети и коты», – рассказывают мастерицы. На ярмарках их стенд называют самым добрым и нежным. Каждый, кто останавливается, сразу же вспоминает своих бабушек, мам и прабабушек. Поэтому, когда их ремесло называют бабушкиным, они не просто не обижаются, но и специально акцентируют на этом внимание, ведь они по статусу и есть самые настоящие бабушки.

          Пэчворк – в Европе, квилт – в Америке, лоскутное шитье – в России, в Казахстане – курак. Искусницы из Арзамаса свое творчество называют именно лоскутным шитьем, подчеркивая тем самым его русскую традицию. Говорят, что часто сами покупатели подсказывают названия одеял: например, одеяла в зеленых оттенках – это разнотравье, в голубых – поднебесье.

            На создание необычных работ Галину Михайловну и Надежду Александровну вдохновляют люди. Часто повторяют, что эта деятельность дает удовольствие общения, а человеческие истории придают сил на новые свершения. Процесс создания одеяла начинается с задумки. Творческая работа – всегда совместная, она же самая длительная и трудная. Вдохновение может застигнуть неожиданно: однажды увидели девочку в юбке, сочетание тканей которой понравилось обеим мастерицам одновременно, и сразу же приступили к изготовлению такого одеяла.

              Далее идут подсчет материалов и размеров, подбор ткани. Этой работой занимается Галина Михайловна: математик по образованию, она легко справляется с такой задачей. Все техники рождаются из простых элементов – за основу берутся квадраты и треугольники. Исходя из заданного размера, мастерицы рассчитывают необходимое количество деталей кроя.

                Детали раскладывают и меняют до тех пор, пока результат не понравится мастеру и заказчику и пока не найдется то самое сочетание, после которого одеяло «запоет». Для этого делают самый читаемый фрагмент полотна. Мастерицы признаются, что подобрать нужные сочетания и узор порою не удавалось по месяцу.

                  Когда все уже идеально, части сшиваются. Нарезанные квадраты передаются Надежде Александровне. С машинным швом она справляется профессионально: по первому образованию она швея, правда, шила до этого в основном только для своих. Всегда мечтала, что займется лоскутными одеялами после выхода на пенсию, но мечта долго ждать не стала и исполнилась раньше. Механической работы при создании одеял много: каждый квадрат сшивается, подрезается, затем собирается в полоски, а потом постепенно и в полотно. Мастерицы не жалеют времени и кропотливо трудятся над каждым лоскутком, чтобы результат был идеальным.

                    Потом собирается сэндвич. В старину в качестве наполнителя использовали ватин, в наше время работают с холлофайбером. Современные материалы значительно упрощают жизнь хозяйке, ведь тяжелый ватин был довольно капризным: при стирке садился и быстро вбирал в себя пыль. Завершается путь лоскутного одеяла авторской машинной стежкой.

                      Одеяло можно сшить за разное время: если задумка уже готова, ткани определены, то механическая работа занимает около двух недель. Самая длительная работа заняла год: на этом экспонате они оттачивали собственный профессионализм. Идеальный образец получил название «Любимому мужчине» и сразу же был отправлен по назначению. Шили и за трое суток: это было второе одеяло для мамы двойняшек. Интересно, что при одинаковой цветовой гамме и технике оба изделия оказались разными. И так всегда: двух одинаковых одеял не бывает.

                        Перед началом работы всегда просят заказчика описать желаемую цветовую гамму, размер, ценовую категорию, сроки и функционал (одеяло, покрывало или предметы декора). Еще лучше – прислать фотографию интерьера. Хозяйки мастерской объясняют: есть одеяла, которые подходят под любой интерьер, а есть «обязательные», которые могут и не вписаться в существующие декорации. Часто предлагают примерить одеяло: если не подходит – можно вернуть, на него обязательно найдется свой покупатель.

                          Материалы – это отдельная тема. Мастерицы гордятся, что работают только с хлопком. На полках хранятся американские, итальянские ткани и, конечно, отечественные. Если своих запасов не хватает, то покупают кусочками под заказчика. Кроме того, «ТриПетелки» с удовольствием принимают старинные ткани из сундуков. Однажды для одного одеяла долго не могли подобрать красную ткань. Через некоторое время позвонила женщина и привезла мешки с материалами, которые остались в доме ее мамы. В них и нашелся тот самый недостающий цвет. Часто к мастерицам подходят на выставках и предлагают взять ткани. Так, одна женщина отдала материалы, которые долгое время копила для того, чтобы тоже шить лоскутные одеяла на пенсии, но мечта эта не осуществилась, и она с радостью отдала свои сокровища для доброго дела.

                            Ручная работа всегда стоит недешево. Но наши героини к вопросу цены относятся философски. Говорят, что за эти 10 лет разбогатели не в кошельках, а в душе. Ведь каждое одеяло – это подарок для любимого человека или просто чья-то мечта. Говоря об этом, вспоминают пенсионерку из Арзамаса бабу Галю, которая решила для каждого из семи внуков заказать по лоскутному одеялу в память о себе. Постепенно подкапливая деньги, она делает очередной заказ, заботливо описывая свои требования. Были случаи, когда мастерицы просто дарили одеяла на выставках.

                              Кроме одеял в творческом арсенале мастериц есть текстильные бусы и маленькие сумочки (в старину их назывались «лакомками»). Часто, если одеяло точно попадает в настроение дома, следом заказывают другие интерьерные элементы: подушки, занавески, кухонные принадлежности. Шьют рукодельницы и игрушки, декоративные украшения для дома.

                                Надежда Александровна и Галина Михайловна искренне не понимают, как можно относиться к любимому делу просто как к ремеслу. Они не устают повторять, что получают огромное удовольствие от каждого этапа своей работы, и верят, что если каждый будет создавать что-то своими руками, то мир станет только лучше.