«Это очень размеренное ремесло»: фоторассказ с места создания глиняных изделий

Вадим Ушаков родился в Арзамасе. Заниматься гончарным делом он начал сравнительно недавно – около 5 лет назад. Все началось с работы методистом в Музейно-выставочном центре поселка Выездное, здесь же он начал работать с глиной. Мастер признается: «Когда попала в руки глина, понял, что это что-то родное и теплое». Недавно ушел в свободное плавание и теперь, помимо исполнения частных заказов, еще и ведет мастер-классы (чаще всего у детей), и здесь ему помогает основное образование: Вадим – учитель истории. Мастер рассказал о специфике гончарного дела и показал свое пространство для творчества в комьюнити-центре арзамасского парка культуры и отдыха имени А.П. Гайдара.

    О том, что в роду тоже были ремесленники, Вадим узнал недавно: оказалось, что по отцовской линии его предки в селе Виняеве Арзамасского района были свирулями – мастерами, которые делают глиняные свистульки. Занятием этим обычно занимались зимой, когда невозможно было работать на земле: копали глину, грели ее в домах или банях, месили и лепили разные изделия долгими темными вечерами. Кстати, супруга Вадима тоже имеет отношение к гончарному ремеслу: она археолог и занимается исследованием керамики, помогая мужу советами.

      «Настоящий мастер – это вечный ученик», – считает Вадим Ушаков. И хотя у него нет специального художественного образования, он постоянно ищет новые источники знаний, чтобы «не завязнуть в болоте»: читает специальную литературу, смотрит видео. Однажды поняв, что для воплощения более сложных идей ему не хватает фундаментальных знаний, он пошел учиться в частную художественную студию и осваивал там азы композиции.

        Основной материал, который мастер использует в работе – белая дивеевская глина. Она хорошо сохнет и не такая капризная как, например, красная гжельская, которая считается более привередливой в плане обжига. Глину современные мастера уже не добывают сами, как в прежние времена, а заказывают – так проще. Ее количество зависит от производительности мастера. Вадим берет материал два раза в год по 400 кг, в год расходуется около тонны.

          Глину привозят кусками. Ее нужно раскрошить на мелкие фрагменты и залить водой, впитывая влагу она уже превращается в равномерный материал – жидкий шликер, его необходимо перемешать и при необходимости очистить. Несколько дней уходит на то, чтобы масса просохла, затем можно разминать и месить. Получившийся материал мастер делит струной на круге, долго месит и взбивает, чтобы ушел лишний воздух: в результате получается глиняный пластилин. По словам Вадима, процесс заготовки материала непрерывный: когда сделал одну партию – приступаешь к другой.

            Формовка – процесс придания глине нужной формы на гончарном круге. Когда предмет (например, сосуд) снимают с круга, ему дают немного застыть и тогда уже долепливают необходимые детали и сушат. Чем дольше сохнет изделие, тем лучше: в это время предмет уменьшается в объемах, усадка должна быть в нем равномерной. Поэтому и места для сушки выбирают специальные: темные углы, отдаленные от батареи полки, сушильные шкафы. В зависимости от величины изделия и вида глины сохнут предметы естественным путем от трех до пятнадцати дней.

              Само слово «гончар» происходит от понятия «горн» – печь для обжига. Таким образом, получается, что издревле в приоритете был именно обжиг. По словам Вадима, обжиг – это «отдельный океан, свой мир, и его нужно понимать». Сосуд мало просто вылепить, нужно еще уметь его обжечь, применяя знания из других областей: физики, химии. Обжиг происходит в муфельной печи, температура зависит от типа обжига. Первоначально все изделия проходят через утильный обжиг – самый простой. Здесь глина за восемь часов при 900 градусов становится керамикой.

                После утильного обжига следует декоративный. Это может быть, например, обжиг в опилках: температура в печи падает до 600 градусов, из печи вещь помещают сразу в опилки, углерод черным цветом впитывается в стенки сосуда, и изделие становится похожим на чугун. При этом опилки эффектно вспыхивают. Другой способ – обварка: из муки, растительного масла и кефира готовится специальное тесто, в которое необходимо обмакнуть изделие, чтобы на нем запекся случайный рисунок, а для того, чтобы узор сохранился, нужно поместить предмет в воду. Есть также молочение: обожженное изделие окунается в молоко и на 400 градусах обжигается в муфельной печи.

                  «Использование изготовленного предмета зависит от его назначения», – подчеркивает Вадим. У глины есть черта – влагопроницаемость, у разных ее типов – разные влагоудерживающие свойства. Так, например, исинская глина (из Китая) замечательно держит воду, поэтому дополнительных манипуляций не требуется. В других случаях нужно прибегать к определенным влагоотталкивающим средствам. По мнению Вадима, самое лучшее из них – это воск. Правда, такой сосуд уже нельзя будет ставить в печь, но в нем можно хранить жидкости.

                    Мастер подчеркивает: «Это очень размеренное ремесло, лучше не торопиться». Именно поэтому он принимает не так много заказов. Срок изготовления изделия – две недели минимум. Если изделие сложное, работа может продлиться и до месяца. Самое сложное в этом деле, по мнению Вадима, сидя за кругом, выключить внутренний диалог и сосредоточиться. «Нужно быть сконцентрированным на том, что ты делаешь. И этот закон действует в любом искусстве. Искусство и дано для того, чтобы человек удалился от бесконечных бытовых хлопот».