13 сентября 2020 - Православный Церковный календарь

Блаженная Параске́ва Дивеевская
Преподобный Серафи́м Саровский
Святитель Генна́дий, патриарх Константинопольский
Благоверный князь Гео́ргий (Ю́рий) Всеволодович, Владимирский
Мученица Евдоки́я Шейкова
Священномученик Гермоге́н (Долганев), Тобольский, епископ
Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
Мученик Алекса́ндр Медем
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова)
Священномученик Алекси́й Молчанов, пресвитер
Преподобномученица Анна (Ежова), монахиня
Мученица Да́рия Улыбина
Преподобномученица Пелаги́я (Тестова), инокиня
Святитель Алекси́й, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец
Благоверный князь Петр (в иночестве Дави́д) Муромский
Священномученик Иоа́нн Никольский, пресвитер
Священномученик Лавре́нтий (Князев), Балахнинский, епископ
Святитель Си́мон Печерский, епископ Владимирский, Суздальский
Исповедница Матро́на (Власова), инокиня
Священномученик Алекси́й Порфирьев, пресвитер
Священномученик Киприа́н Карфагенский, епископ
Священномученик Влади́мир Пиксанов, пресвитер
Преподобная Ма́рфа Дивеевская (Милюкова)
Мученица Ани́сия Масланова
Священномученик Михаил Гусев, пресвитер
Преподобный Евфи́мий Суздальский, архимандрит
Преподобный Наза́рий (Кондратьев), Валаамский, Саровский, чудотворец, игумен
Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Крылов, пресвитер
Преподобномученица Ма́рфа (Тестова), инокиня
Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
Священномученик Михаил Платонов, пресвитер
Мученица Да́рия Тимагина
Священномученик Косма́ Петриченко, пресвитер
Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
Благоверная княгиня Февро́ния (в иночестве Евфроси́ния) Муромская
Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)
Священномученик Дими́трий Смирнов, пресвитер
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский
Священномученик Павли́н Старополев, пресвитер
Священномученик Ге́рман (Косолапов), Вольский, епископ
Блаженная Мария Дивеевская (Федина)
Священномученик Евге́ний (Зернов), Горьковский, митрополит
Священномученик Иоа́нн Заседателев, пресвитер
Священномученик Макарий (Гневушев), Орловский, епископ
Священномученик Иа́ков Гусев, Дивеевский, пресвитер
Святитель Диони́сий, архиепископ Суздальский
Священномученик Петр Покровский, пресвитер
Мученица Мария Неизвестная
Преподобный Варна́ва Гефсиманский (Меркулов)
Блаженная Пелаги́я Дивеевская (Серебренникова)
Священномученик Миро́н Ржепик, пресвитер
Воскресенье
Старый стиль31 августа
Воскресенье
Новый стиль13 сентября
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Глас 5-й
свт. Иларио́н митрополит, блж. Параске́ва Дивеевская, сщмч. Алекса́ндр Никольский, прп. Феодо́ра Нижегородская Ва́сса, прп. Серафи́м Саровский, свт. Генна́дий патриарх, кн. Гео́ргий Владимирский Ю́рий, мч. Васи́лий Ежов, сщмч. Павел Борисоглебский, мч. Стефа́н Митюшкин, сщмч. Вениами́н Владимирский, сщмч. Алекса́ндр Ильинский, мц. Евдоки́я Шейкова, сщмч. Гермоге́н Тобольский Долганев, сщмч. Алекса́ндр Любимов, сщмч. Иоа́нн Быстров, сщмч. Петр Воронежский Зверев, мч. Алекса́ндр Медем, сщмч. Се́ргий Кудрявцев, мц. Елисавета Самовская, прп. Александра Дивеевская Мельгунова, сщмч. Алекси́й Молчанов, сщмч. Васи́лий Завгородний, прмц. Анна Ежова, мц. Да́рия Улыбина, свт. Гаврии́л архиепископ Городков, прмц. Пелаги́я Тестова, свт. Алекси́й Руси, кн. Петр Муромский в иночестве Дави́д, сщмч. Иоа́нн Никольский, сщмч. Михаил Воскресенский, сщмч. Лавре́нтий Балахнинский Князев, сщмч. Иоа́нн Мошков, свт. Си́мон Владимирский, исп. Матро́на Власова, сщмч. Алекси́й Порфирьев, мч. Николай Филиппов, сщмч. Киприа́н Карфагенский, сщмч. Влади́мир Пиксанов, сщмч. Петр Лебединский, прп. Ма́рфа Дивеевская Милюкова, мц. Ани́сия Масланова, сщмч. Михаил Гусев, сщмч. Михаил Адамонтов, сщмч. Влади́мир Двинский, прп. Евфи́мий Суздальский, сщмч. Порфи́рий Колосовский, сщмч. Николай Хвощев, прп. Наза́рий чудотворец Кондратьев, свт. Симео́н митрополит Молюков, сщмч. Диони́сий Щеголев, прав. Алекси́й Бортсурманский, сщмч. Алекса́ндр Крылов, прмц. Ма́рфа Тестова, сщмч. Михаил Косухин, сщмч. Николай Восторгов, сщмч. Михаил Платонов, прмч. Ни́фонт Выблов, мц. Елисавета Сидорова, мц. Да́рия Тимагина, сщмч. Косма́ Петриченко, кн. Алекса́ндр Невский в схиме Алекси́й, блгв.кнг. Февро́ния Муромская в иночестве Евфроси́ния, прп. Елена Дивеевская Мантурова, сщмч. Дими́трий Смирнов, прп. Макарий Унженский, сщмч. Павли́н Старополев, сщмч. Ге́рман Вольский Косолапов, сщмч. Иоа́нн Флеров, блж. Мария Дивеевская Федина, сщмч. Евге́ний Горьковский Зернов, сщмч. Алекса́ндр Курмышский, мч. Алекси́й Нейдгардт, сщмч. Иоа́нн Лазарев, сщмч. Петр Сахаровский, сщмч. Алекса́ндр Беляков, сщмч. Иоа́нн Заседателев, сщмч. Иоа́нн Днепровский, сщмч. Стефа́н Немков, сщмч. Макарий Орловский Гневушев, сщмч. Иа́ков Дивеевский, свт. Диони́сий архиепископ, сщмч. Андре́й Бенедиктов, сщмч. Евге́ний Яковлев, мч. Иа́ков Гортинский, сщмч. Петр Покровский, мц. Мария Неизвестная, сщмч. Николай Троицкий, прп. Варна́ва Гефсиманский Меркулов, сщмч. Валенти́н Никольский, блж. Пелаги́я Дивеевская Серебренникова, сщмч. Миро́н Ржепик.

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов (новообращенных) в своем приходе. Им слово — они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отец достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов: — Полна ли банка? — Да, полна, — услышал он уверенный ответ. Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов: — Полна ли банка? — Полна, — хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать. Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя: — А теперь? — Полна... — раздался уже один-единственный неуверенный голос. А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая: — Камни — это то, что вы прочли о вере, горошек — ваши дела, песок — опыт, вода — благодать Божия. Чем раньше вы решите, что все познали, тем меньше у вас надежды по-настоящему наполниться благодатью Божией.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 13 сентября 2020 года

Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы. _ Перенесение мощей блгвв. кн. Петр** а́ , в иночестве Дав и́ да, и кн. Февр о́ нии, в иночестве Евфрос и́ нии, М у́ **ромских чудотворцев _ (переходящее празднование в воскресенье перед 6 сентября; службу зри 25 июня)94.

Славословная служба Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой блгвв. кнн. Петра́ и Февро́нии (Б).

Календарные заметки: На сугубой ектении Божественной литургии присоединяются особые прошения. После литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским104.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – 2 Кор., 170 зач., I, 21 – II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1–14.

Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7.   Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28103.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 2-й: «Яко венце́м пресве́тлым…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры Богородицы, глас 4-й: «Подала́ еси́ гра́ду Твоему́...», «Честны́м венце́м...» (см. первые две стихиры на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Препоя́ши си́лою нас, Де́во...» (см. третью стихиру на стиховне вечера)95.

На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Смысл очи́стивше и ум…»96.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 8-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные97.

Непорочны98 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи) два канона (пояса) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 4-й, ин кондак Богородицы, глас 2-й; седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (пояса).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; славник и припевы см. в Минее на стиховне вечерни). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак Богородицы.

_ Примечание. _ Кондаки Богородицы читаются на 1-м и 6-м часе попеременно.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и Богородицы, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (пояса); кондак воскресный. «Слава» – кондак Богородицы (пояса), «И ныне» – ин кондак Богородицы (пояса).

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (пояса), тропарь храма; кондак воскресный, кондак Богородицы (пояса). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – ин кондак Богородицы (пояса).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы (пояса).

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (пояса).

На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

_ Примечание. _ Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и благоверных князей, глас 4-й и глас 2-й – 4. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаже́нно и треблаже́нно...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Прииди́те, вси язы́цы...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...»99.

На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся о Го́споде...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...»100.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные101.

Непорочны102 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и благоверных князей на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален благоверных князей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее, Христа́ Бо́га на́шего...».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и благоверных князей, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником103 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей.

Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.

На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

_ Примечание. _ Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).

94 Празднование внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года.

95 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

96 Там же. С. 65–67.

97 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

98 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

99 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

100 Там же. С. 65–67.

101 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

102 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

103 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир, учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир был спет в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).