13 сентября 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов (новообращенных) в своем приходе. Им слово — они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отец достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов: — Полна ли банка? — Да, полна, — услышал он уверенный ответ. Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов: — Полна ли банка? — Полна, — хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать. Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя: — А теперь? — Полна... — раздался уже один-единственный неуверенный голос. А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая: — Камни — это то, что вы прочли о вере, горошек — ваши дела, песок — опыт, вода — благодать Божия. Чем раньше вы решите, что все познали, тем меньше у вас надежды по-настоящему наполниться благодатью Божией.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 13 сентября 2020 года
Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы. _ Перенесение мощей блгвв. кн. Петр** а́ , в иночестве Дав и́ да, и кн. Февр о́ нии, в иночестве Евфрос и́ нии, М у́ **ромских чудотворцев _ (переходящее празднование в воскресенье перед 6 сентября; службу зри 25 июня)94.
Славословная служба Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой блгвв. кнн. Петра́ и Февро́нии (Б).
Календарные заметки: На сугубой ектении Божественной литургии присоединяются особые прошения. После литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским104.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – 2 Кор., 170 зач., I, 21 – II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1–14.
Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28103.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 2-й: «Яко венце́м пресве́тлым…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и стихиры Богородицы, глас 4-й: «Подала́ еси́ гра́ду Твоему́...», «Честны́м венце́м...» (см. первые две стихиры на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Препоя́ши си́лою нас, Де́во...» (см. третью стихиру на стиховне вечера)95.
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Смысл очи́стивше и ум…»96.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 8-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные97.
Непорочны98 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи) два канона (пояса) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начерта́в…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 4-й, ин кондак Богородицы, глас 2-й; седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (пояса).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; славник и припевы см. в Минее на стиховне вечерни). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак Богородицы.
_ Примечание. _ Кондаки Богородицы читаются на 1-м и 6-м часе попеременно.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6 и Богородицы, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (пояса); кондак воскресный. «Слава» – кондак Богородицы (пояса), «И ныне» – ин кондак Богородицы (пояса).
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (пояса), тропарь храма; кондак воскресный, кондак Богородицы (пояса). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – ин кондак Богородицы (пояса).
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы (пояса).
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (пояса).
На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским.
_ Примечание. _ Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и благоверных князей, глас 4-й и глас 2-й – 4. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаже́нно и треблаже́нно...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Прииди́те, вси язы́цы...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...»99.
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся о Го́споде...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...»100.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные101.
Непорочны102 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и благоверных князей на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начерта́в…».
По 3-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален благоверных князей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее, Христа́ Бо́га на́шего...».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и благоверных князей, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником103 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей.
Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.
На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским.
_ Примечание. _ Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).
94 Празднование внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года.
95 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
96 Там же. С. 65–67.
97 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
98 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
99 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
100 Там же. С. 65–67.
101 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
102 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
103 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир, учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир был спет в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).