Знаменитые люди Серафимовой земли: священномученик Серафим Чичагов

11.12.2020

Светская деятельность

Леонид Михайлович Чичагов родился в 1856 году в Санкт-Петербурге, в семье потомственного военного: род Чичаговых славился выдающимися деятелями, среди которых были два адмирала. Успешно сложилась военная карьера и у будущего святителя: он окончил элитное учебное заведение, участвовал в военных действиях, был отмечен боевыми наградами. Много занимался самообразованием, благотворительностью. Желая помочь ближним, он овладел и медицинскими знаниями: разработал и испытал систему лечения организма лекарствами растительного происхождения. Известны теоретические труды святителя по медицине и военному делу.

Рукоположение

Будущий митрополит Серафим с детства отличался религиозностью. Рано потеряв обоих родителей, он, по его словам, «привык искать утешение в религии». Большое значение в его жизни сыграл протоиерей Иоанн Кронштадтский, с благословения которого он решает принять сан.

Готовиться к принятию сана он начинает после выхода в отставку, в возрасте 35 лет. Решение о смене рода деятельности стало неожиданным для родных, особенно болезненно отнеслась к этому супруга. Отец Иоанн Кронштадтский, будучи духовником их семьи, сказал Наталии Николаевне: «Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать и мешать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот».

Спустя три года, в 1893 году, будущий архиерей принял священство, а в 1895 году отец Леонид овдовел, оставшись с четырьмя малолетними дочерями на руках. Супругу похоронили в Дивееве.

В 1898 году отец Леонид принимает монашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, затем следует постриг в мантию с именем Серафим. Далее было возведение в сан архимандрита и игуменство в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, где он проявил себя отличным администратором, сумев преобразить не только хозяйственную, но и духовную жизнь пришедшей в упадок обители. Одновременно при этом приходилось исполнять обязанности благочинного всех монастырей Владимирской епархии.

Участие в канонизации преподобного Серафима Саровского

В эти годы продолжается и активная работа над составлением известной Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Владыка признавался, что постоянно ощущал духовную поддержку преподобного Серафима. О благочестивом старце архимандрит Серафим знал еще до того, как принял сан. Став священником, отец Леонид отправился в Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь, где встретился с блаженной старицей Пашей, которая лично знала батюшку Серафима. Она передала отцу Леониду неожиданный наказ: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Думая о том, как исполнить это послушание, священник решил записать все, что рассказали о старце в монастыре, собрать воспоминания его современников и архивные данные, затем систематизировать это в хронологическом порядке. Твердо решил показать этот труд Государю. Когда Летопись была готова, он действительно передал ее прямо в руки императору, и это во многом способствовало последующей канонизации старца.

В дальнейшем архимандрит участвовал в процедуре освидетельствования мощей преподобного Серафима, а при подготовке к самой канонизации и торжествам 1903 года взял на себя большую часть организационных мероприятий. Также он написал акафист святому, составил его краткое житие.

Архиерейское служение

В 1905 году в Успенском соборе Московского Кремля была совершена хиротония в епископа Сухумского. Так началось новое, архиерейское, служение, которое продолжится до конца его дней.

После прихода к власти в 1917 году сначала Временного правительства, а позже – большевиков, началась травля владыки, который не скрывал своего отношения к происходившим в России переменам. Боясь расправы большевиков, патриарх Тихон назначил владыку Серафима на Варшавскую и Привисленскую кафедру с возведением в сан митрополита, но уехать так и не удалось: митрополит Серафим был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую область.

Спустя несколько лет после возвращения из ссылки митрополит Серафим был назначен на Ленинградскую кафедру, где, преодолевая препятствия и угрозы от государственных органов и смиренно терпя клевету, он стремился сохранить единство церковной жизни. К 1933 году в силу телесной немощи и все возраставшей ненависти к нему власти в Ленинграде, владыка был отправлен на покой, но продолжал принимать приезжавших к нему духовных чад.

Мученическая кончина и прославление

В ноябре 1937 года прикованного к постели 82-летнего митрополита вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. Не признавший своей вины, не назвавший на допросах ни одного имени, митрополит с формулировкой «за причастность к контрреволюционной монархической организации» был расстрелян 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.

Митрополит Серафим являлся крупным авторитетом Православной церкви, имел большое влияние на верующих и духовенство. Его пастырское служение было неразрывно связано с мужественным стоянием за чистоту веры и единство русской Церкви. Много сил он положил на восстановление обветшавших храмов и обителей, возрождение жизни российских приходов. Блестящий офицер царской армии, врач, писатель, иконописец, он был наделен многими талантами, которые воплотил во благо людям и во славу Бога.

Реабилитирован властями владыка был лишь в 1988 году. 23 февраля 1997 года состоялось церковное прославление митрополита Серафима в чине священномученика. Он также входит в Собор Дивеевских святых, в честь священномученика Серафима (Чичагова) освящен южный придел Казанского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.