Прославление в лике святых благочестивого старца Серафима Саровского: история канонизации

1 августа (по старому стилю – 19 июля) – важная дата в православном календаре. В этот день празднуется обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и его прославление в лике святых.

Из жития преподобного Серафима Саровского, свидетельств его современников мы знаем, что при жизни к старцу стекалось множество людей, и всем батюшка давал наставления и благословения, для каждого он находил нужные слова. С каждым годом количество желающих хотя бы взглянуть и приблизиться к считавшемуся уже тогда в народе святому человеку увеличивалось. После того как батюшка завершил в 1833 году свой земной путь, посетителей меньше не стало: с проблемами, неразрешимыми вопросами и просьбами люди шли уже к его могиле.

Но, несмотря на всеобщее почитание, официально чудотворец Серафим Саровский был признан святым и прославлен в лике преподобных только в 1903 году, то есть через 70 лет после смерти. Это событие могло произойти намного раньше, если бы не различные преграды и сомнения, которые препятствовали всенародному прославлению старца Серафима.

Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника был поднят в 1883 году, но это предложение так и повисло в воздухе. Следующая попытка датируется 1894 годом: тогда тамбовский епископ Дмитрий составил подробное жизнеописание Серафима Саровского, в котором собрал документально подтвержденные свидетельства о 94 чудесах, происходивших при жизни старца. Сбор сведений был продолжен, поскольку Священный Синод признал убедительным только часть труда и вновь отказал в канонизации.

Положительное решение было принято после публикации книги отца Леонида (Чичагова) – будущего Санкт-Петербургского митрополита и священномученика Серафима (Чичагова) – «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Известно, что замысел написания «Летописи» пришел к священнику после встречи с блаженной старицей Пашей, жившей в Дивееве. Она якобы передала тогда повеление батюшки Серафима доложить государю, что наступило время открытия его мощей и прославления. Отец Леонид исполнил необычное послушание, собрав в хронологическом порядке рассказы о преподобном Серафиме дивеевских монахинь и других современников, а также архивные сведения Саровского и Дивеевского монастырей. Когда книга была готова, отец Леонид в обход Синода лично передал ее Николаю II.

Тогда государь приказал готовить Указ о канонизации саровского старца. К скептическому мнению обер-прокурора К. Победоносцева, который заявил царю, что такая спешка в столь важном решении ни к чему, он не прислушался. То, что в деле канонизации батюшки ведущую роль сыграло личное участие царя, – неоспоримый факт. Решительность Николая II объясняют разными причинами. Известно, что в семье Романовых саровского подвижника давно уже почитали, но были и другие причины – государственные. Так, по мнению многих историков, государь долго пытался сблизиться с народом, а широкое почитание всеми любимого старца должно было помочь найти точку соприкосновения с разными слоями населения. Но какими бы ни были причины, после вмешательства Николая II вопрос начал решаться быстрее, и уже в июле 1902 года «Церковные ведомости» сообщили о начале подготовки к официальной канонизации Серафима Саровского.

Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки, но в ходе работы возникло еще одно препятствие. Во время извлечения в январе 1903 года мощей Серафима Саровского на месте захоронения нашли тело, подвергнутое тлению, сохранившиеся кости и волосы. Тогда всех охватило смятение: если тело истлело, значит, Серафим не святой... Почти весь Синод был против его прославления. Здесь нужно отметить, что в синодальный период о святости почившего было принято судить не только по жизни и чудесам человека, но и по нетленности его мощей, в то время как в древней Церкви и на Руси основанием для канонизации святых было проявление святости их жизни и чудотворения от их мощей. Для того чтобы опровергнуть необязательное условие канонизации, потребовалось целое богословское расследование, после которого Синод выразил свое согласие на канонизацию Серафима Саровского.

Тогда за короткий срок была проделана огромная работа по организации предстоящего торжества в Сарове: запустили специальные «богомольческие» поезда, построили новые гостиницы, организовали медицинские пункты.

К 30 июля 1903 года в город прибыло около 300 тысяч паломников и более 500 священнослужителей. Вечером того же дня приехал сам государь. О событиях 1 августа свидетельствовал митрополит Вениамин (Федченков): «После пения “Хвалите имя Господне” все стали на колени, а священнослужители запели величание преподобному:“Ублажаем, ублажаем Тя, Преподобне отче Серафиме, и чтим святую память Твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов”». В документальных свидетельствах говорилось, что при переложении в новый гроб мощи святого Серафима издавали благоухание. Во время торжеств происходили многочисленные случаи исцелений, подтвержденные в том числе и священнослужителями. Серафим Саровский был прославлен в чине преподобного как человек, который угодил Богу своим монашеским подвигом. И каждый год, в день всенародного прославления и обретения его святых мощей, Церковь празднует память святого старца.

До самого 1927 года мощи преподобного Серафима Саровского оставались в Сарове открытыми для всеобщего поклонения. Но еще при жизни батюшка говорил дивеевским сестрам: «…То будет диво, так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется». И этому пророчеству суждено было сбыться тоже 1 августа. В этот день в 1991 году мощи саровского подвижника были перенесены в Дивеевский монастырь, после того как были обретены во второй раз. Но это уже другая история.

Фотографии предоставлены журналом «Фома»