28 ноября 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: На какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце. Всегда помни эти 5 правил, и никогда не забывай их. Первое: Ты будешь способен делать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Богу держать тебя в Своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь. Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы. Но ты будешь нуждаться в этом, чтобы стать более сильным человеком. Третье: Ты сможешь исправлять ошибки, которые ты совершил, или сможешь «вырасти» из них. Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: Везде, где бы ты ни шел, ты должен оставить свой след. Независимо от ситуации, ты должен продолжать служить Богу во всем.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 28 ноября 2020 года
Суббота. Мучеников и исповедников Гу́рия, Само́на и Ави́ва. _ Начало Рождественского поста. _
Прп. Паи́сия Величко́вского. Прп. Гу́рия Ша́лочского.
Служба мчч. Гурия, Самона и Авива не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
_ Примечание. _ В первый день Рождественского поста, как, впрочем, и в некоторые другие его дни, Устав предполагает совершение аллилуйного постового богослужения, точно так же, как в Петров пост (см. примечание 2 июня). Однако в текущем году в первый день Рождественского поста постовое богослужение с «Аллилуия» не совершается (из-за совпадения этого дня с субботой). Служба с «Аллилуиа» в 2020 году в период Рождественского поста полагается 19 и 26 ноября, 1, 2, 3, 8, 11, 1543, 16, 18 и 19 декабря.
Календарные заметки: Начало Рождественского поста.
Порядок чтений, согласно календарю:
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Еде́с весели́тся...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы вси...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Спаси́ от бед...».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...».
Кафизмы 16-я и 17-я44. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
_ Примечание. _ В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Посреде́ суди́ща…», 3-й: «Еди́но ды́шуще…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Моли́, Де́во...» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «От Де́вы возсия́вый...».
На часах – тропарь и кондак мучеников.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и дня45.
Апостол и Евангелие – мучеников и дня.
43 Согласно указаниям Минеи, в этот день возможно совершение аллилуйной службы.
44 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
45 Аллилуиарии и причастны мучеников и дня совпадают.