30 августа 2020 - Православный Церковный календарь

Мученик Фирс Кесарийский (Вифинский)
Священномученик Амфило́хий (Скворцов), Красноярский, епископ
Священномученик Михаил Березин, пресвитер
Мученик Па́вел Птолемаидский
Преподобный Пи́мен Угрешский (Мясников), архимандрит
Преподобномученица Мари́я Носова, послушница
Священномученик Михаил Марков, Горетовский, пресвитер
Преподобномученик Ми́на (Шелаев), архимандрит
Мученица Иулиа́ния Птолемаидская
Священномученик Леонид Викторов, пресвитер
Священномученик Леонид Муравьев, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Орлов, пресвитер
Преподобный Зоси́ма (Верховский)
Священномученик Дими́трий Остроумов, пресвитер
Преподобномученица Ната́лия (Бакланова), инокиня
Священномученик Миро́н Кизический, пресвитер
Священномученик Анато́лий Левицкий, пресвитер
Священномученик Па́вел Смирнов, пресвитер
Мученик Михаи́л Строев
Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
Священномученик Арка́дий (Ершов), Екатеринбургский, епископ
Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
Священномученик Павли́н (Крошечкин), Могилевский, архиепископ
Священномученик Алекси́й Великосельский, пресвитер
Преподобномученик Неофи́т (Осипов), архимандрит
Преподобномученик Лев (Егоров), архимандрит
Священномученик Алекса́ндр Андреев, пресвитер
Священномученик Константи́н Пятикрестовский, пресвитер
Священномученик Васи́лий Мирожин, пресвитер
Священномученик Миро́н Ржепик, пресвитер
Священномученик Петр Попов, пресвитер
Преподобный Васили́ск Сибирский
Преподобный Али́пий Печерский, иконописец
Священномученик Григо́рий Аверин, пресвитер
Воскресенье
Старый стиль17 августа
Воскресенье
Новый стиль30 августа
Неделя 12-я по Пятидесятнице
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Глас 3-й
мч. Фирс Кесарийский Вифинский, сщмч. Амфило́хий Красноярский Скворцов, сщмч. Михаил Березин, мч. Корона́т Кесарийский Корну́т Вифинский, мч. Киприа́н Анников, мч. Па́вел Птолемаидский, прмц. Евдоки́я Павлова, прп. Пи́мен Мясников, прмц. Мари́я Носова, сщмч. Михаил Горетовский, мч. Киприа́н Никомидийский, прмч. Ми́на Шелаев, мц. Иулиа́ния Птолемаидская, сщмч. Леонид Викторов, сщмч. Леонид Муравьев, прав. Петр отрок, сщмч. Иоа́нн Орлов, прп. Зоси́ма Зоси́ма Верховский, сщмч. Дими́трий Остроумов, мч. Фили́пп Никомидийский, прмц. Ната́лия Бакланова, сщмч. Алекса́ндр Лебедев, сщмч. Миро́н Кизический, сщмч. Алекса́ндр Лихарев, мч. Иоа́нн Колесников, сщмч. Ника́ндр Чернелевский, сщмч. Анато́лий Левицкий, сщмч. Па́вел Смирнов, мч. Михаи́л Строев, мч. Страто́н Никомидийский, сщмч. Влади́мир Рясенский, сщмч. Константи́н Соколов, прмч. Ге́рман Полянский, прмц. Мария Цейтлин, мч. Патро́кл Галльский Труасский, мч. Ле́вкий Кесарийский Вифинский, сщмч. Арка́дий Екатеринбургский Ершов, прмч. Филаре́т Пряхин, сщмч. Павли́н Могилевский Крошечкин, сщмч. Алекси́й Великосельский, сщмч. Васи́лий Богоявленский, прмч. Неофи́т Осипов, прмч. Лев Егоров, мч. Бори́с Успенский, сщмч. Алекса́ндр Андреев, сщмч. Константи́н Пятикрестовский, мч. Евтихиа́н Никомидийский, сщмч. Серафи́м Угличский Самойлович, сщмч. Влади́мир Соболев, сщмч. Васи́лий Мирожин, сщмч. Миро́н Ржепик, сщмч. Петр Попов, прп. Васили́ск Сибирский, прп. Али́пий иконописец, сщмч. Григо́рий Аверин.

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Стояли у дороги два человека и беседовали.Шел по дороге мимо них пьяница и подумал: «Эти люди, по всему видно, обсуждают, в какую пивную отправиться, чтобы хлебнуть после трудного дня кружку-другую». И, забыв, куда шел, отправился пьяница в кабак.Проходил мимо беседовавших развратник. Видя их, сказал он себе: «Прямые люди! Никого не стесняясь, посреди народа решают, в какой публичный дом направиться сегодня вечером». Взыграла тут в блуднике похоть, и, забыв свои дела, отправился он в притон.Шел мимо праведник и, видя беседующих, сказал себе: «Вот люди нашли время и ведут добрую беседу, оставив суету. Я же, грешный, уже три дня не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа». И, отложив заботы свои, пошел праведник поддержать добрым словом больного.Так праведный повсюду видит добро, но рабу порока весь мир – соблазн ко греху.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 30 августа 2020 года

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Ми́рона.

Прп. Али́пия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская» 60. _ Собор Кемеровских святых _ (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа)61.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мч. Ми́рона (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «А́ще случи́тся попра́зднство Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы в Неде́лю, кроме́ пра́здника Нерукотворе́ннаго О́браза»).

_ Примечание. _ В некоторых храмах в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня праздника вечером) совершается служба Погребения Божией Матери. Поскольку в 2020 году третий день праздника Успения приходится на воскресенье, целесообразным будет перенести службу Погребения Божией Матери на другой день, с тем чтобы избежать соединения воскресной службы с песнопениями Последования на святое преставление Пресвятой Богородицы62. Совершить службу Погребения Божией Матери можно вечером накануне четвертого дня праздника (см. 18 августа).

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – 1 Кор., 158 зач., XV, 1–11. Мф., 79 зач., XIX, 16–26.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 17 августа, на «Господи воззвах»), и мученика, глас 2-й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Яже Небе́с вы́шшая…» (см. в Минее 17 августа)63, «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 17 августа, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 3-й: «Прииди́те, вси концы́ земни́и…» (см. в Минее 17 августа, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Всенепоро́чная Неве́ста…» (см. в Минее 17 августа, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные64.

Непорочны65 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Успения: «Преукраше́нная Божественною славою…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак мученика, глас 4-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всечестны́й лик...» (см. в службе мученика).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «От земли́ на Небеса́...» (см. в службе мученика).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и праздника, глас 6-й и глас 3-й – 4 (см. в Минее 17 августа, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника66. Кондаки праздника67 и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 3-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий68 и причастен – воскресные и праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

60 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130.

61 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Собору Кемеровских святых. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/418).

62 Впрочем, встречается практика соединения службы Погребения Божией Матери с воскресной службой Октоиха. Ср.: Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998. С. 98–100; Богослужебные указания на 1998 год для священно-церковнослужителей. М., 1997. С. 312–313.

63 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

64 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».

65 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

66 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–276.

67 Там же. С. 277.

68 Там же. С. 354–355.