31 августа 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Однажды к старцу пришли двое юношей и спросили его: «Скажи нам, святой отец, как умертвлять худые наклонности и искоренять пагубные привычки?» Старец попросил одного из них вырвать молодое деревце, что тот легко сделал. После этого он попросил вырвать другое. Юноша вырвал и второе, но оно было крепче, и ему пришлось потрудиться. Пустынник подвел юношу к третьему, высокому и крепкому, дереву. Вырвать его не удалось даже обоим юношам.После он сказал: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи на эти деревья: если они недолго росли и недавно вкоренились в сердце, то одной твердой воли достаточно искоренить их; но если они глубоко пустили свои корни, то уже очень трудно или почти невозможно господствовать над ними». Итак, трудитесь, пока есть время, пока тяжкая борьба не превышает сил ваших!»
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 31 августа 2020 года
Понедельник. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра.
Прп. Иоанна Ры́льского.
В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня праздника вечером)69 совершается служба Погребения Божией Матери (А)70. В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мчч. Флора и Лавра (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б).
Порядок чтений, согласно календарю:
А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа.
_ Примечание. _ Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению71.
Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского): «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с ХV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церква́х Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост.) Великая церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери”. …Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый на́десять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.
До всенощного бдения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.
На великой вечерне поем «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й – 3 («О, ди́вное чу́до…», «Ди́вны Твоя́ та́йны, Богоро́дице…», «Твое́ сла́вят успе́ние…»), и Иерусалимского последования – 5: глас 6-й: «Дне́шний день та́йно…»; глас 2-й: «Егда́ от ми́ра, Жизнь су́щи…», «Егда́ во гро́бе, Мариа́м…», «Егда́ трие́ свяще́нницы…», и глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося све́том, я́ко ри́зою…»72. «Слава, и ныне» – Успения, глас 1-й: «Богонача́льным манове́нием…».
Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой…»; стих: «Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною…». Паримии Богородицы – 3.
Стихиры на литии и на стиховне – праздника Успения.
По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й: «В рождестве девство сохранила еси…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообра́зных учени́к лик…» (дважды). «Слава» – «Егда́ снизшла́ еси́ к сме́рти…», «И ныне» – «Свяще́нным ученико́м…».
При пении «Бог Господь» и тропарей «Благообра́зных учени́к лик…» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель – в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест. (Евангелие на Плащаницу Божией Матери не возлагается.) По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
_ Примечание. _ Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, то во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице73. Плащаница кадится трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери – на три статии. Как правило, похвалы читаются священником, а стихи псалма поются хором или тоже читаются; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1-й статии – малая ектения, возглас: «Яко благослови́ся Твое имя и просла́вися Твое Ца́рство…».
После 2-й статии – малая ектения, возглас: «Яко святи́ся и просла́вися всечестно́е и великоле́пое имя Твое…».
После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии иерей совершает малое каждение.
После 3-й статии – благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благослове́нная Владычице, просвети́ мя светом Сына Твоего», – «Ангельский собор удиви́ся, зря Тебе в мертвых вмени́вшуюся…». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хва́лят вся силы Небесныя…».
_ Примечание. _ «По Благослове́нных ектения́ ма́лая. Возгла́с: Яко Тя хва́лят вся си́лы Небе́сныя, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и Тебе́ сла́ву возсыла́ют ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Таже степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гла́са: От ю́ности моея́...» (Минее-Август, ч. 2. М., 1989, 2002. С. 76).
Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие – Лк., зач. 4. «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6-й: «Егда́ преставле́ние пречи́стаго Твоего́ те́ла готовля́шеся…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».
Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона – по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.
Катавасия – ирмосы 2-го канона, «на два лика».
По 3-й песни – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажи́м Тя вси ро́ди…» (единожды).
По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й.
На 9-й песни – припевы Успения, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.
1-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», ирмос: «Побежда́ются естества́ уста́вы…».
2-й лик – то же.
1-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», тропарь: «Дивля́хуся а́нгельския си́лы…».
2-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», тропарь: «Опря́та лик апо́стольский…».
1-й лик – ин припев: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Прииди́те в Сио́н…».
2-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Прииди́те, ве́рнии…».
1-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Приими́ от нас песнь…».
Затем оба лика поют припев второго канона: «Велича́й, душе́ моя́…», и ирмос второго канона: «Всяк земноро́дный…» (так как назначена одна катавасия, а именно – ирмосы второго канона).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсме́ртное Твое́ успе́ние…».
Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).
В конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода – трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, про́сти» перед царскими вратами не возглашается.) Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения, и совершается пома́зание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.
_ Примечание. _ Существует практика, согласно которой Плащаница после крестного хода вносится в алтарь (при пении тропаря праздника Успения), полагается на престоле, после чего совершается каждение престола и Плащаницы. Затем произносятся обычные ектении и отпуст утрени. (Помазание елеем не совершается.) После закрытия царских врат и завесы Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.
На часах – тропарь и кондак Успения.
На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе…» принято петь кондак Успения, глас 2-й: «В молитвах неусыпа́ющую Богородицу…».
На Литургии блаженны Успения, 1-го и 2-го канонов, песнь 4-я (1-го канона со ирмосом) на 6.
_ Примечание. _ Рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается вечером накануне четвертого дня праздника.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Успения. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.
В храме Богородицы – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения.
В храме святого – тропарь Успения, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Успения.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник праздника Успения.
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении тропаря: «В рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» – кондака: «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.
_ Примечание. _ Существует практика, согласно которой Плащаница относится в алтарь в конце службы Погребения Божией Матери (см. примечание выше).
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Ревни́тели святи́и…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Прииди́те, воспое́м, лю́дие...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Дави́дскую песнь…».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников).
По 3-й песни – кондак мучеников, глас 8-й; седален мучеников, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.
_ Примечание. _ Типикон умалчивает об икосе мучеников: «Кра́сная дво́ице...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 184 об.) этот икос также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Всечестно́е Твое́ успе́ние…».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 4-я – 6 (1-го канона со ирмосом).
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и мучеников.
Апостол и Евангелие – дня и мучеников.
Задостойник праздника.
69 См. примечание 17 августа.
70 Рядовая служба Минеи в этом случае может быть перенесена на повечерие одного из предшествующих или последующих дней.
71 Так, например, Типикон ничего не сообщает о праздновании Божией Матери «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы, ограничиваясь следующим замечанием: «Не́цыи же в сей пято́к Све́тлыя седми́цы пою́т после́дование Ники́фора Ка́ллиста Ксанфопу́ла, на Пресвяту́ю Богоро́дицу Живоприе́мный Исто́чник, я́коже и все после́дование напеча́тася в Пентикоста́риах: в Ти́пицех же ни в каки́х не обрета́ется» (Типикон, гл. 50, «В пяток Светлыя седмицы на утрени», 1-е «зри»). Последние слова Типикона не дают повода к отмене этого праздника. Напротив, обратившись к самому чинопоследованию, напечатанному целиком, как отмечалось, в Цветной Триоди, в четверток вечера Светлой седмицы находим такое высказывание: «…Не бо обрето́хом в Ти́пице сицева́го после́дования, но положи́ся любве́ ра́ди Пресвяты́я Богоро́дицы».
72 В Минее-Август (Ч. 2. М., 1989, 2002. С. 53) неточность: «Тебе, одеющуюся светом, яко ризою…».
73 Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, настоятель облачается во все священнические одежды только к пению великого славословия.