5 августа 2020 - Православный Церковный календарь

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов (новообращенных) в своем приходе. Им слово — они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отче достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов: — Полна ли банка? — Да, полна, — услышал он уверенный ответ. Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов: — Полна ли банка? — Полна, — хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать. Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя: — А теперь? — Полна… — раздался уже один-единственный неуверенный голос. А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая: — Камни — это то, что вы прочли о вере, горошек — ваши дела, песок — опыт, вода — благодать Божия. Чем раньше вы решите, что все познали, тем меньше у вас надежды по-настоящему наполниться благодатью Божией.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 5 августа 2020 года

Среда. Поча́евской иконы Божией Матери. Мчч. Трофи́ма, Фео́фила и иже с ними.

Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Почаевской иконы Божией Матери в соединении со службой мучеников (без праздничного знака).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – 1 Кор., 154 зач., XIII, 4 – XIV, 5. Мф., 80 зач., XX, 1–16.

Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7.   Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 5-й и глас 2-й – 5, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Непроходи́мая врата́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 3-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Седя́й на Херуви́мех…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й55. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 5-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 5-й.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 6-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 5-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак мучеников, глас 2-й56 (общий): «Свети́льницы све́тлии...» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.)57; седален Богородицы, глас 6-й. «Слава» – седален мучеников, глас 1-й, «И ныне» – седален Богородицы, глас 6-й.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «О Твои́х зна́мениих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 5-й.

На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы.

В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Почаевской иконы), тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы (Почаевской иконы).

В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.

55 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 203) указывают тропарь мучеников, глас 4-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди...».

56 В Минее общей неточность: ошибочно указан глас 8-й.

57 Кондак мучеников, глас 2-й (общий): «Свети́льницы све́тлии...» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.) в богослужении данного дня (при соединении со службой Почаевской иконы Пресвятой Богородицы) может быть опущен. В таком случае, в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии в храме Богородицы возможно исполнение тропаря мучеников на «Славу» (ср. с богослужением Недели ваий), а также пение его непосредственно после предыдущего тропаря (ср. с богослужением в Неделю свв. праотец и Неделю св. отец; Типикон, Марковы главы под 11 и 18 декабря). Кондак Почаевской иконы в последнем случае поется на «Слава, и ныне».