6 августа 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Предложу вам сравнение, преданное от отцов. Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т.е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом. преподобный Авва Дорофей (см. иллюстрацию к этой притче)
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 6 августа 2020 года
Четверг. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.
Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского 58.
Приводим порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба (А), а также порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба в соединении с шестеричной службой мц. Христины (Б).
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Лит. – 1 Кор., 155 зач., XIV, 6–19. Мф., 81 зач., XX, 17–28.
Блгвв. кнн.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Мц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1–10. Лк., 33 зач., VII, 36–5082.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3.
На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Прииди́те, новокреще́ннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».
По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды).
Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я Госпо́дь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира благоверных князей, глас 8-й: «Бра́тия прекра́сная…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и благоверных князей (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален благоверных князей, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей. «Слава» – ин светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 4-й: «Днесь, празднолю́бных собо́ри…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя сте́ну стяжа́хом...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
На часах – тропарь и кондак благоверных князей.
На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверных князей.
Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 4, и мученицы, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3.
На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...».
По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...»59, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды).
Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я Госпо́дь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира благоверных князей, глас 8-й: «Бра́тия прекра́сная…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), благоверных князей (два канона) на 6 и мученицы на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален благоверных князей, глас 1-й. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Безневе́стная Чи́стая...».
По 6-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей, ин светилен благоверных князей. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Стоя́ще о́крест Тебе́...».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником). «Слава» – мученицы, глас 5-й: «Де́вства твоего́ красоты́…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во, яко из Тебе́ возсия́...».
_ Примечание. _ Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом (на 6): благоверных князей, глас 1-й – 3, и мученицы, глас 4-й – 3; «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Днесь, празднолю́бных собо́ри…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя сте́ну стяжа́хом...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».
На часах – тропарь благоверных князей. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только благоверных князей.
На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мученицы, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак храма, кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверных князей и мученицы.
Апостол и Евангелие – дня, благоверных князей (под зачало) и мученицы.
58 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Далма́ту Исе́тскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4972704.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/395).
59 Типикон умалчивает о тропаре мученицы, глас 4-й: «Зва́нием ева́нгельски...». В Минее синодального периода этот тропарь также отсутствует. Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 206 об.–207) указывают тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...».