26 апреля 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Сокровища ювелира
Блаженный авва Зосима рассказал историю, которую он от кого-то слышал: «Некогда один резчик по камню, из тех, кого называют кавидариями (ювелирами), взяв с собой драгоценные камни и жемчуга, вместе с помощниками своими взошел на корабль, чтобы отправиться торговать. Случилось же ему по домостроительству Божию, что он очень оценил и полюбил одного юнгу, который стал ему как слуга и отдыхал с ним, и принимал пищу с тех же блюд, что и тот (его господин). В один из дней юнга этот услышал, как матросы шепчутся и сговариваются друг с другом бросить кавидария в море, из-за того, что у него [драгоценные] камни. Юнга этот весьма мрачный пришел к благородному человеку, чтобы, как всегда, прислуживать ему. Тот говорит юнге: – Что ты так уныл сегодня? Он же, утаив от него, говорит: – Нет, ничуть. Кавидарий опять спросил его: – Право, скажи мне, что с тобой? Тогда юноша разрыдался и говорит ему, что так-то и так-то, моряки замыслили против тебя. Он говорит ему: – Это точно так? Тот же ответил: – Поистине, они именно так и сговаривались друг с другом. Тогда зовет кавидарий своих помощников и говорит им: – Все, что я вам скажу, делайте незамедлительно. Он расстелил муслин и принялся говорить им: – Принесите мои сумочки с каменьями. И принесли. Он открыл и начал рассыпать каменья, и, когда все выложил, принялся говорить так: – Вот сама человеческая жизнь? Ради этого я робею, борясь с морем, и вскоре погибну, ничего не взяв из этого мира. – И говорит помощникам: – Вытряхните все в море! И тут же все это утонуло в море, а моряки застыли в изумлении, и так рассеялись все их планы». И сказал блаженный [Зосима]: «Заметим, что лишь только пробудился в нем помысел, как он сразу стал философом в словах и делах, и все это ради того, чтобы обрести крохотную жизнь. И правильно он сделал. Он думал: «Если я умру, то какая мне будет выгода от всех этих камней?» А мы и малого ущерба не можем ради заповеди Христовой понести. И если вообще стоит печалиться, будем печалиться о гибели человека, нанесшего нам ущерб, а не о лишении имущества». Великий Патерик
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 26 апреля 2020 года
Неделя 2-я по Пасхе, _ апостола Фом** ы́ ._ Антипасха.**
Сщмч. Арте́мона, пресвитера Лаодики́йского. _ Празднество _84 _ Пресвятей Владычице нашей Богородице ради Афонския чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Сладкое целование» _85.
Вся служба праздника (по Триоди).
_ Примечание. _ «Ве́дати подоба́ет, я́ко в сей свято́й второ́й Неде́ли Антипа́схи: не пою́тся воскре́сная, но вся пра́здника» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).
_ Примечание. _ Службы святых, случившиеся в воскресенья периода Пятидесятницы, переносятся на повечерие (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 4-е «зри»); это указание Типикона, впрочем, не относится к службам бденных и полиелейных святых.
В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата86. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты́ снизше́л еси…», и кондак Пасхи: «А́ще и во гроб…».
Календарные заметки: На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго».
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Деян., 14 зач., V, 12–20. Ин., 65 зач., XX, 19–31.
На великой вечерне по возгласе: «Слава Святе́й, и Единосу́щней…» поется «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Прииди́те, поклони́мся» обычно опускается.)
«Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Две́рем заключе́нным, прише́л еси, Христе́…».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся...» (со стихами).
На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Две́рем заключе́нным, ученико́м собра́нным…».
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Человеколю́бче, ве́лие и безприкла́дное…». (Стихиры Пасхи не поются.)
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…» (трижды).
По возгласе: «Благословение Господне на вас…», певцы: «Аминь».
_ Примечание. _ Здесь, по Уставу, полагается чтение: «Чту́тся же Дея́ния от нача́ла или́ бесе́ды Златоу́стаго от нача́ла» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). «Ве́домо же бу́ди, я́ко от Неде́ли Святы́я Па́схи, да́же до Неде́ли всех святы́х, по благослове́нии хле́бов, чту́тся Дея́ния святы́х апо́стол. В про́чия же Неде́ли всего́ ле́та чту́тся седмь Собо́рная Посла́ния апо́стольская, и четырена́десять Посла́ний свята́го апо́стола Па́вла, и Открове́ние свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва» (Типикон, гл. 2, 1-е «зри»). Порядок чтения Типикон при этом не оговаривает.
Чтение совершается следующим образом. Чтец: «Деяния святых апостол благослови, отче, прочести́». Священник: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь», и начинается чтение. По окончании чтения чтец: «Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков». Другой чтец (по Типикону – предстоятель): «Аминь».
«Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и начинается шестопсалмие: «Слава в вышних Богу…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (Триоди).
Полиелей. Величание: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди во ад сше́дшаго и с Собо́ю вся воскреси́вшаго», и избра́нный псалом. (Воскресные тропари «Ангельский собор...» не поются.) Седален Триоди по полиелее, глас 1-й: «Ви́дя Моя́ ре́бра и я́звы гвозде́й…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенны – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Похвали́, Иерусали́ме, Го́спода, хвали́ Бо́га твоего́, Сио́не»; стих: «Яко укрепи́ вереи́ врат твои́х». Евангелие воскресное 1-е – Мф., зач. 116. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…»; «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». «Помилуй мя, Боже...»87, и стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…» (единожды).
Канон праздника Триоди (Антипасхи), глас 1-й: «Пои́м, вси лю́дие…», со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – ипакои Антипасхи, глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…» (единожды).
По 6-й песни – кондак праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й: «Любопы́тною десни́цею…», и икос, глас тот же: «Кто сохрани́ учени́чу длань…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)
_ Примечание. _ Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш» (на глас 1-й). Светилен Триоди: «Мои́х удо́в…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна́ благоуха́ет…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «По днех осми́х воста́ния Твоего́…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…» (единожды). Ектении, и отпуст: «Воскресы́й из ме́ртвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых…» (святые храма и дня не поминаются).
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На го́ру ученико́м…» (см. в Триоди).
_ Примечание. _ «Начина́ются же от днесь лити́и, си́речь исхожде́ния в притво́р. Та́кожде и Оглаше́ния преподо́бнаго отца́ на́шего Фео́дора Студи́та, в ни́хже пое́м: «Сла́ва, и ны́не», стихи́ру ева́нгельскую…» (Триодь Цветная, в Неделю Фомину, на утрене, указание перед евангельской стихирой). «Внемли́, я́ко лити́и в притво́ре пре́жде 1-го часа́ быва́ют и Оглаше́ния Студи́това. Пото́м час 1-й, и про́чее обы́чно, и соверше́нный отпу́ст» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 3-е «зри»). Иными словами: 1) временно прерванные исхождения в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1-го часа (в последний раз такое исхождение было в Неделю ваий), а по седмичным – для пения лити́и по усопшим (прекратилось с Великого Четверга) возобновляются с нынешнего дня, т. е. с Недели Антипасхи; 2) когда бывает чтение Оглашений (т. е. по воскресным дням), в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь прп. Феодора Студита, а потом читается 1-й час; в седмичные же, непраздничные дни сначала читается 1-й час, и притом в храме, а затем уже бывает исхождение в притвор и в нем пение литии о усопших (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676).
Часы – обычные, трехпсалмные. (Об особенностях часов см. 12 апреля, Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи, п. 5.) На часах – тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи).
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
_ Примечание. _ «Литурги́я быва́ет пора́ну, труда́ ра́ди бде́ннаго» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).
По возгласe «Благословено Царство…» – «Христос воскресе…» (трижды). На пение тропаря, по традиции, отверзаются царские врата.
_ Примечание. _ «Ве́домо бу́ди, я́ко от Неде́ли Но́выя и до отда́ния пра́здника Па́схи, нача́ло Литурги́и си́це быва́ет: по е́же рещи́ диа́кону: Благослови́, влады́ко. И иере́й: Благослове́нно Ца́рство... и пое́т иере́й: Христо́с воскре́се... три́жды, весь тропа́рь, кроме́ стихо́в: Да воскре́снет Бог... Та́же ектения́, и про́чее Литурги́и» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).
Великая ектения.
Антифоны изобразительны.
Блаженны праздника Триоди, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и 6-я – 4.
На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».
_ Примечание. _ В период от Фоминой Недели до отдания Пасхи на входе Литургии поется: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».
По входе – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…». «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й: «Любопы́тною десни́цею…».
Поется Трисвятое.
Прокимен, глас 3-й: «Ве́лий Госпо́дь наш и ве́лия кре́пость Его́, и ра́зума Его́ несть числа́»; стих: «Хвали́те Го́спода, я́ко благ псало́м, Бо́гови на́шему да услади́тся хвале́ние».
Апостол – Деян., 14 зач.
Аллилуиарий, глас 8-й: «Прииди́те, возра́дуемся Го́сподеви...», стих: «Я́ко Бог ве́лий Господь...».
Евангелие – Ин., 65 зач. (XX, 19–31).
Задостойник Пасхи: «Ангел вопия́ше…» – «Свети́ся, свети́ся…».
Причастен: «Похвали́, Иерусали́ме…».
По возгласе иерея «Со стра́хом Божиим…» – певцы: «Благослове́н Грядый…». Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы вместо «Ви́дехом…» поют: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно…» певцы поют: «Да испо́лнятся уста́ наша…». По возгласе «Слава Тебе, Христе Боже…» поется: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Отпуст, как и на утрене.
_ Примечание. _ «На трапе́зе быва́ет утеше́ние бра́тии ве́лие» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).
Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы.
В Неделю Антипасхи вечера совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
_ Примечание. _ В период от Фоминой Недели до отдания Пасхи отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресы́й из ме́ртвых…».
84 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 317–331.
85 Или «Сладкое лобзание», по-гречески – «Гликофилу́са».
86 В некоторых храмах при затворении царских врат принято петь тропарь Антипасхи, глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…».
87 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 674.