27 апреля 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Дорога к морю
В одной бедной деревушке жил юноша. Как и все обитатели этой угасающей деревушки, он проводил свои дни совершенно бессмысленно и бесцельно. И вот однажды ему приснилось море. Ни один из жителей деревушки ни разу не видел моря, поэтому никто не знал, что это такое. Когда молодой человек заявил, что хочет отправиться на поиски моря из своего сна, все покрутили пальцем у виска и назвали его дураком. Но он все равно собрался в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до богатого поселка. Юноша рассказал местным жителям, что ищет море, и они начали убеждать его не тратить время зря, а остаться в этом поселке и жить спокойно и счастливо, как и все. Он послушал их, остался и несколько лет прожил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о неосуществленной мечте. Юноша решил покинуть дом и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз двинулся в другом направлении. Шел он долго, пока не достиг большого города. Город ему понравился, и он поселился в нем. Молодой человек учился, работал, веселился с друзьями и со временем забыл о своей цели. Однако через несколько лет, став уже взрослым мужчиной, он опять увидел во сне море и подумал, что если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он снова вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел домик, а возле него уже не слишком молодую, но все ещё прекрасную женщину, которая развешивала белье. Она предложила ему остаться с нею, так как ее муж ушел на войну и не вернулся. Мужчина согласился. Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды теперь уже пожилого человека опять навестил сон о море. И он бросил дом и семью, примчался на развилку и пустился в путь последней, ранее неизвестной ему тропой – очень крутой и каменистой. Он с трудом карабкался и выбивался из сил. Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на неё в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел и развилку, и богатый посёлок, и большой город, и домик женщины, с которой провёл много счастливых лет. А вдали, на горизонте, он увидел голубое бескрайнее море. И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слёзы сожаления заметил, что все дороги, которыми он шёл, вели к морю, но только ни одну из них он не прошёл до конца... ...и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю (3Цар.18:43)
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 27 апреля 2020 года
Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Свт. Марти́на исп., папы Римского.
Мчч. Анто́ния, Иоа́нна и Евста́фия Ви́ленских, Литовских.
Служба свт. Марти́на исп., папы Римского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
Вечернее богослужение, согласно Уставу, начинается 9-м часом : «Благословен Бог наш…». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), псалмы и т. д.
Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 9 зач., III, 19–26. Ин., 6 зач., II, 1–11.
На великой 88 вечерне по возгласе «Благословен Бог наш…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и читается предначинательный псалом.
_ Примечание. _ «Прииди́те, поклони́мся» перед 103-м псалмом обычно опускается.
Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Две́рем заключе́нным…».
Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творя́й чудеса́» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «По днех осми́х…».
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (единожды)89.
_ Примечание. _ Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха90) и дневными трипеснцами Триоди91. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть…» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).
На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и шестопсалмие.
_ Примечание. _ «По внегда́ сотвори́ти иере́ю нача́ло: Сла́ва Святе́й... глаго́лем: Христо́с воскре́се... три́жды, ти́хим гла́сом. Сие́ бо глаго́лем нача́ло: Христо́с воскре́се: в часе́х, и в вече́рнях и повече́риях, от сея́ у́трени неде́ли Антипа́схи, да́же и до Вознесе́ния Госпо́дня. [Ка́ко у́бо не извести́ся о полу́нощнице, я́ве я́ко в ке́ллиях мню сей бы́ти пева́емей: поне́же у́бо и та́мо си́це нача́ло быва́ет.] И а́бие по Христо́с воскре́се: Сла́ва в вы́шних Бо́гу: и обы́чное шестопса́лмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи92 после возгласа «Слава Святей...». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.
На «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 4-я и 5-я.
_ Примечание. _ Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).
По кафизмах – малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…».
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удо́в…». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна́ благоуха́ет…».
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Фома́, глаго́лемый Близне́ц…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Ученико́м сомня́щимся…».
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (единожды).
На часах – тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи).
На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого. «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
88 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
89 Согласно Типикону, служба свт. Марти́на исп., папы Римского, не имеет тропаря (ср.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 52).
90 В седмицу Фомину на повечерии вместе с трипеснцами Триоди поются в соответствии с днем седмицы рядовые каноны Богородицы (для повечерия) из службы Октоиха 1-го гласа, в седмицу Мироносиц – 2-го гласа, и т. д. до отдания Пасхи.
91 См. в приложении Цветной Триоди. Для повечерий в пятницу вечером в Триоди приводятся четверопеснцы.
92 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.