«Отдавать свое сердце делу, которому ты служишь»: обладатель звания «Серафимовский учитель» Наталья Соколова – о педагогическом конкурсе и призвании

22-24 сентября 2021 года в селе Дивеево в очередной раз соберутся лучшие педагоги со всей страны – те, чей опыт и знания были отмечены экспертами Международного педагогического конкурса «Серафимовский учитель – 2020/2021». Лауреатов наградят в рамках традиционной конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи». Кроме того, на мероприятии традиционно будут обсуждаться самые актуальные темы и передовые практики современной педагогики.

Конкурс «Серафимовский учитель» проводится Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского с 2005 года, а с 2020 года, став частью комплекса мероприятий по возрождению Саровской и Дивеевской обителей, он входит в состав программы «С именем преподобного Серафима Саровского» и реализуется в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров».

За долгие годы существования в проекте поучаствовало порядка 3 500 человек, большинство из которых внесли неоценимый вклад в методику светского и духовного образования. В преддверии долгожданной конференции «Серафимова земля» пообщалась с педагогом детского православного лагеря «Изборский Посад» Печорского района Псковской области Натальей Соколовой. Обладательница почетного звания «Серафимовский учитель – 2018/2019» и звания «Серафимовский учитель-наставник – 2019/2020» рассказала о главных качествах Серафимовского учителя и своих педагогических принципах.

    1. Наталья Николаевна, сколько лет Вы уже в профессии?

    В этой профессии я уже 40 лет. Пришла в сельскую школу в Ленинградской области девчонкой-третьекурсницей преподавать географию. Очень боялась крепких деревенских парнишек, своих первых учеников. Потом, не знаю как, подружилась и с мальчишками, и с девчонками. Занялась поисковой работой по следам 275-й Пушкинской авиационной дивизии. Походы, поездки… Объехали с ребятами пол-России. Затем вышла замуж и переехала в Ленинград. Пошла работать в городскую школу: преподавала географию, биологию и даже музыку. Попутно работала старшей пионервожатой, а потом и завучем по воспитательной работе.

    В 1994 году ушла из школы и стала заниматься социальной педагогикой. В 1993 году создала Царскосельскую скаутскую дружину «Лицейский Сад», в 1997 году – детский православный лагерь «Изборский Посад» на приходе церкви Рождества Богородицы в Старом Изборске. Сегодня в лагерь приезжает пятое поколение посадников – дети наших воспитанников.

    2. Сколько лет уже участвуете в «Серафимовском учителе»? Какой была тема вашей первой работы?

    В конкурсе я принимаю участие три года. Первой моей заявленной в нем работой был конкурсный проект «Пока мы помним наших предков».

    3. Что, по Вашему мнению, является преимуществом конкурса «Серафимовский учитель»?

    Для меня это прежде всего – широкий профессионально-территориальный охват конкурса и возможность живого общения с коллегами из разных краев России и зарубежья на святой Дивеевской земле.

      4. Опишите качества, которыми должен обладать Серафимовский учитель?

      Многогранность – знать и уметь, если не все, то многое; сердечность – отдавать свое сердце делу, которому ты служишь; стойкость – не поддаваться осуждению и насмешкам; усидчивость – чтобы написать проект нужно много терпения; стойкость – не поддаваться слабости, когда организм дает сбой; духовная крепость – уметь держать удар, когда нападает враг.

      5. Каким принципом Вы сами руководствуетесь в работе?

      • Умение спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение.
      • В общении с детьми раскрывать им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг: нести им то, что интересно мне. И это должно быть искренне!
      • Принцип комфортности обучения и воспитания.
      • Умение увлечь воспитанников.
      • Формирование стойкой мотивации ребенка к развитию.

      6. Поменялись ли принципы и подходы в педагогике за годы существования конкурса (с 2005 года), и как это повлияло на профессию?

      Педагогика – процесс динамичный. Чтобы работать с детьми, необходимо держать в памяти опыт прошлых лет, но неумолимо двигаться вперед. Иначе ты, как педагог, станешь неинтересен своим воспитанникам.

        7. Перенесемся еще на десять лет вперед. Какие Ваши прогнозы на это время? Какими Вы бы хотели видеть педагога будущего и профессию?

        Грустно представлять, но очень не хотелось бы обезличивания учеников и учителей. Поголовного перехода на дистанционную работу тоже не хочется. Педагог будущего, в моем представлении, – это человек, уверенный в своем завтрашнем дне, в благополучии своей семьи, потому что, как ни крути, бытие определяет сознание. Не должен педагог, как боевой конь, пасть на своей «борозде»: он и отдыхать должен, и в театры ходить, и книжки читать… А профессия педагога в любое время должна быть любимой и привлекательной.

        8. Что бы Вы пожелали начинающим педагогам?

        Почаще вспоминать свое детство, своих педагогов. В трудных ситуациях не пожалейте денег, угостите детей мороженым.

        9. С какими пожеланиями Вы бы обратились к организаторам конкурса?

        Я сердечно благодарю оргкомитет за их титанический труд, за удивительную возможность для нас, участников, пообщаться, узнать, как, несмотря на все трудности, работают коллеги на территории нашей большой Родины. И знаете, я счастлива, что Серафимовский конкурс из локального епархиального конкурса стал всероссийским и даже международным. Я счастлива, что причастна к этому большому и радостному труду. Сердечное всем спасибо! А в Сарове все же хотелось бы побывать.

        10. А к его участникам?

        Участникам конкурса хочется пожелать просто любить свою работу и творить ее во Славу Божию!

        Фото: Алексей Козориз, сайт Нижегородской митрополии