Обладатель звания «Серафимовский учитель» из Литвы Андрей Фомин – о ценности педагогического конкурса

В селе Дивеево Нижегородской области продолжаются торжественные мероприятия, посвященные подведению итогов педагогических конкурсов «Серафимовский учитель 2019/2020» и «Серафимовский учитель 2020/2021».

На традиционную конференцию «Наследие преподобного Серафима Саровского и проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» прибыли 130 педагогов из 33 регионов России – лауреаты и обладатели специальной премии двух последних конкурсов «Серафимовский учитель».

Редакция паломническо-туристического портала «Серафимова земля» пообщалась с доктором философских наук, учителем-экспертом, преподавателем социальных дисциплин Клайпедской гимназии «Айтварас» (Литва) Андреем Фоминым, который участвует в конкурсе «Серафимовский учитель» уже 8 лет.

Обладатель почетного звания «Серафимовский учитель – 2013/2014» не смог в этом году приехать на торжественное мероприятие, однако в своем интервью он рассказал, что для него значит педагогический конкурс, какую роль он сыграл в судьбе молодых кадров, а также поделился своим видением о дальнейшем развитии проекта.

    1. Андрей Вадимович, расскажите о своем пути в профессии?

    Моя профессиональная педагогическая деятельность началась в 1980 году после окончания Санкт-Петербургского (тогда – Ленинградского) государственного университета. Первоначально я работал преподавателем ВУЗа, а с 1985 года начал работать в общеобразовательной школе учителем истории и обществоведения. Так что профессии педагога я отдал 40 лет. С конца 80-х годов, когда появилась такая легальная возможность, я стал вести и курс православного Закона Божия. Последнее место моей работы – гимназия (с 9 по 12 классы) с русским языком обучения. Кроме того, с 2008 года я веду занятия в воскресной школе прихода Клайпедского Покрово-Никольского храма. В 2014 году в Виленско-Литовской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата был организован Институт православного образования и воспитания, я являюсь одним из его сотрудников – лектором.

      2. Когда Вы в первый раз узнали о «Серафимовском учителе»?

      Я узнал о проекте в 2013 году на сайте Московской Патриархии. Познакомившись с целями, условиями и требованиями педагогического конкурса, я сразу решил принять в нем участие, поскольку он полностью соответствовал моим педагогическим взглядам, установкам и убеждениям. Я рад, что и по сей день конкурс успешно продолжается, привлекает к участию многих талантливых, в том числе и молодых, педагогов. И я рад, что имею возможность в той или иной форме участвовать в нем.

      3. Какой была тема вашей первой работы?

      Я представил на конкурс свою программу изучения русской (отечественной) истории в русских школах Литвы и созданное учебное пособие по русской истории и культуре «Свеча горящая». Я всегда был убежден, что русские школьники, волею обстоятельств живущие за пределами России, обязательно должны изучать и знать родную – отечественную – историю и культуру, ощущать свою личную причастность к ним. Реализации этой возможности я добивался немало лет: в 2000 году я издал программу и учебное пособие, которые были одобрены и рекомендованы Министерством просвещения и науки Литвы к использованию в школах с русским языком обучения. Эти пособия сыграли свою роль: не одно поколение русских ребят училось по ним.

        4. Каких успехов Вы достигли в этом конкурсе?

        Я был удостоен почетного звания «Серафимовский учитель», которое очень почитаю и считаю это чрезвычайно высоким званием для педагога. Из всех моих наград оно, пожалуй, самое дорогое для меня. Участие в конкурсе побудило меня к дальнейшим педагогическим изысканиям и творчеству. Этим и объясняется мое практически ежегодное участие в конкурсе: я испытываю потребность поделиться и своим опытом, и познакомиться с опытом коллег из разных педагогических сфер и регионов России. Поверьте, участие в конкурсе и общение с коллегами, а также возможность прикоснуться к святым местам окрыляют!

        5. Используете ли Вы в своей практике наработки участников конкурса?

        Да, конечно, ведь в этом – одна из целей конкурса. Очевидно, мы все – участники конкурса – чему-то друг у друга учимся. Наверное, даже в неявной форме опыт других учителей входит в педагогическую практику всех участников. Меня одухотворяет даже сама атмосфера конкурса, хотя участие в итоговой конференции – это всего лишь два-три дня обсуждений и общения в Дивееве. Но за это время удается познакомиться и обсудить многие актуальные вопросы духовного и нравственного воспитания наших детей и молодежи с интереснейшими людьми – коллегами. Никого не хочу особенно выделять, чтобы не обидеть других, но, безусловно, труд многих участников конкурса восхищает. И что особенно хочется отметить – это подвижническую работу учителей сельских школ и маленьких городков.

          6. На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать Серафимовский учитель?

          Горение и самоотдача. Он должен «гореть» любовью к своему делу, творческому делу воспитания подрастающего поколения своей страны, Отечества, своего народа. Согласитесь, это великое призвание и обязанность. Само имя Серафим – «пылающий», «горящий», «пламенный» – несет в себе эти качества.

          7. За долгие годы реализации проекта тема наставничества получила развитие. Участвуете ли Вы в судьбе молодых кадров?

          В какой-то мере – да. Несколько моих учеников выбрали профессию педагога, учителя. Один из них (в свое время я был его классным руководителем) является педагогом, ученым, доцентом университета, руководителем учреждения образования и одновременно священнослужителем – настоятелем Никольского храма в Вильнюсе. Несколько лет назад я убедил его принять участие в конкурсе, и он также был удостоен звания «Серафимовский учитель».

          8. Какое развитие конкурса Вы видите в дальнейшем?

          На мой взгляд, педагогический конкурс «Серафимовский учитель» должен стать очень важным всероссийским, более того, международным, охватывающим всю каноническую территорию Русской православной церкви профессиональным конкурсом, в котором стремились бы участвовать все творческие и преданные своему призванию учителя. Он должен стать не менее значимым, чем конкурс «Учитель года».

          Фото: сайт Нижегородской митрополии, сайт Православного Покрово-Никольского храма (г. Клайпеда, Литва)