26 ноября 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Жили два брата, у которых было много детей. Они приучали детей к особенному трудолюбию. Однажды один из братьев призвал к себе детей другого брата и сказал им: «Ваш отец знает такой день, потрудившись в который, можно навсегда обогатиться и потом уже жить без труда. Я и сам испытал это на себе, но теперь забыл, какой это день. И потому ступайте к отцу, он скажет вам об этом дне». Дети с радостью пошли к отцу и спросили его об этом дне. Отец отвечал: «Я и сам, дети, забыл этот день. Но потрудитесь год; в это время, может быть, вы и сами узнаете о том дне, который дает беспечальную жизнь». Дети потрудились целый год, но такого дня не нашли и сказали об этом отцу. Отец отдал им должное за труд и сказал: «Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре времени: весну, лето, осень и зиму, трудитесь, и вы найдете день этот». Дети трудились так и потом сказали отцу: «И опять указанного тобою дня мы не нашли. А поскольку утомились, а вместе и средства к жизни себе приобрели, то более трудиться уже не станем». Отец отвечал: «День, который я назвал вам, есть день смерти. Он постигнет нас тогда, когда мы вовсе о нем и не думаем. А потому вот так же нужно трудиться и для спасения души всю жизнь, день и ночь, и готовиться к смерти».
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 26 ноября 2020 года
Четверг. Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
Совершается бденная служба свт. Иоанна Златоуста.
Календарные заметки: Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Преподо́бне, треблаже́нне…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
_ Примечание. _ Типикон умалчивает о стихирах святителя, глас 2-й и глас 5-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 112) эти стихиры также отсутствуют.
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На литии стихира храма и литийные стихиры святителя, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Подоба́ше Ца́рствующему градо́в…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тя сте́ну стяжа́хом…».
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Труба́ златогла́сная…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й. «Слава» – ин седален святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – ин светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Златы́ми словесы́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́ моли́тву…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.
Апостол и Евангелие – святителя (рядовые чтения переносятся на среду 12 ноября).
На трапезе – мясопуст40.
_ Примечание. _ «Ве́домо бу́ди, я́ко всегда́ твори́м мясопу́ст в 14-й день непреме́нно кроме́ дву дней, среды́ и пятка́. А́ще ли случи́тся мясопу́ст в сре́ду или́ в пято́к, в 14-й день, в па́мять свята́го апо́стола Фили́ппа: тогда́ твори́м мясопу́ст в 13-й день, на па́мять свята́го Иоа́нна Златоу́стаго, а в сре́ду или́ в пято́к ника́коже де́рзнем мясопу́ст твори́ти, возбранено́ бо есть святы́ми пра́вилы» (Типикон, 13 ноября, 2-е «зри»).
40 То есть «мясу отпу́ст» – конец вкушения мяса. Ср.: Типикон, гл. 48, 13 ноября, 2-е «зри».