15 сентября 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Отважный юноша стремился найти для себя что-то такое, чего нет на земле, но чтобы его находка была полезна ему и людям. Он повстречал в далеких горах седого отшельника и спросил его, осуществима ли эта мечта. — Это возможно, — ответил отшельник, — если ты последуешь моему совету. Сейчас ты войдешь в пещеру. Тебе предстоит пройти серьезное испытание. На все вопросы, которые тебе будут задавать, ты должен отвечать «нет». А когда услышишь главный вопрос, тогда ответь «да». Если ошибешься, — погибнешь. Они подошли к пещере. Там никого не было. Но как только юноша вошел внутрь, тут же раздался громоподобный властный голос: — Хочешь вечную молодость? — Нет! — слегка смутившись, ответил юноша. — Хочешь в жены самую прекрасную девушку на свете? — Нет! — смутившись еще больше, неуверенно ответил юноша. — Хочешь стать знаменитым полководцем? — Нет! — уже тверже ответил юноша. — Хочешь, чтобы все богатства земли были твоими? — Нет! — непреклонно ответил юноша. — Хочешь умереть ради того, чего нет на земле? — Да! — спокойно ответил молодой человек. Земля задрожала, и послышалось медленно удаляющееся глухое стенание: «Ты победил меня, о человек, и отныне я ухожу от людей...» Юноша оглянулся вокруг: не стало ни пещеры, ни старого отшельника. Его окружали счастливые молодые люди. «А что это было и ушло?» — спросил юноша. «Смерть!» — ответили ему. «..Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам...» (1 Ин. 1, 2). монах Симеон Афонский
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 15 сентября 2020 года
Вторник. Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна по́стника, патриарха Царегра́дского. Прпп. Анто́ния и Феодо́сия Пече́рских.
Калу́жской иконы Божией Матери.
Служба мч. Маманта и прп. Иоанна постника не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. Антония и Феодосия Печерских (Б).
Порядок чтений, согласно календарю:
Мк., 21 зач., V, 24–34 – за понедельник и за вторник (под зачало): Гал., 204 зач., II, 21 – III, 7. Мк., 22 зач., VI, 1–7.
А. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 8-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мученика, глас 2-й: «Нов сад…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходи́мая врата́...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – мученика, глас 4-й: «Прииди́те, согла́сно, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Изба́ви нас от нужд на́ших...».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мученика на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – седален мученика, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обра́дованная, хода́тайствуй…».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».
На часах – тропарь мученика. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак мученика.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь мученика, тропарь преподобного; кондак дня, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь мученика, тропарь преподобного; кондак дня, кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и мученика2.
Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и мученика.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 2-й – 8 (первая и вторая стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – преподобных, глас 4-й: «Яко Христо́вых де́лателей…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Иже Тебе ра́ди…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3 (см. в Минее общей).
На стиховне стихиры преподобных, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Кто по достоя́нию восхва́лит…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...».
По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны преподобных (по дважды).
Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом. Седален преподобных по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобных, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобных…». Стихира преподобных (см. в Минее общей).
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начерта́в…».
По 3-й песни – ин кондак и ин икос преподобных, глас 2-й; седален преподобных, глас 4-й. «Слава» – ин седален преподобных, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос преподобных, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобных, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобных, глас тот же: «Мы́сли очи́стивше…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Спаси́ от бед…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».
На часах – тропарь преподобных. Кондаки преподобных читаются попеременно.
На Литургии блаженны преподобных, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак преподобных. «Слава» – ин кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак храма, кондак преподобных. «Слава» – ин кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных.
Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и преподобных.
2 Прокимны и аллилуиарии дня и мученика совпадают.