9 августа 2020 - Православный Церковный календарь

Равноапостольный Са́вва Охридский
Преподобный Ге́рман Аляскинский
Благоверный князь Ростисла́в (в Крещении Михаи́л) Мстиславич Киевский, Смоленский
Равноапостольный Кли́мент Охридский, Величский (Болгарский), архиепископ
Благоверная княгиня Иулиа́ния Вяземская, Новоторжская
Священномученик Амвро́сий (Гудко), Сарапульский, епископ
Преподобный Ефре́м Смоленский
Священномученик Иоа́нн Соловьев, пресвитер
Преподобный Про́хор Печерский, Лебедник
Священномученик Плато́н Горных, пресвитер
Блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый
Преподобный Мерку́рий Смоленский, Печерский, епископ
Преподобный Ефре́м Новоторжский, архимандрит
Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский, архимандрит
Благоверный князь Симео́н Мстиславич Вяземский
Благоверный князь Константи́н Ярославский
Преподобный Гера́сим Болдинский
Великомученик Пантелеи́мон целитель
Преподобный Авра́мий (Авраа́мий) Смоленский, архимандрит
Мученик Мерку́рий Смоленский, воин
Святитель Питири́м, епископ Тамбовский
Святитель Игна́тий, епископ Смоленский, чудотворец
Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
Святитель Анто́ний, епископ Вологодский, Великопермский
Священномученик Серафи́м (Остроумов), Смоленский, архиепископ
Благоверный князь Фео́дор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский
Преподобный Арка́дий Новоторжский, Вяземский
Равноапостольный Нау́м Охридский
Благоверный князь Глеб (в Крещении Дави́д), страстотерпец
Преподобная Анфи́са Мантинейская, игумения
Благоверный князь Андре́й Смоленский, Переяславский
Священномученик Макарий (Гневушев), Орловский, епископ
Благоверный князь Дави́д Ярославский
Равноапостольный Гора́зд Охридский, епископ
Воскресенье
Воскресенье
Новый стиль9 августа
Неделя 9-я по Пятидесятнице
Глас 8-й
равноап. Са́вва Охридский, прп. Си́мон Смоленский, прп. Ге́рман Аляскинский, кн. Ростисла́в Смоленский в Крещении Михаи́л, равноап. Кли́мент Болгарский, блгв.кнг. Иулиа́ния Новоторжская, сщмч. Амвро́сий Сарапульский Гудко, прп. Ефре́м Смоленский, сщмч. Иоа́нн Соловьев, прп. Про́хор Лебедник, сщмч. Плато́н Горных, блж. Николай юродивый, прп. Мерку́рий Печерский, прп. Ефре́м Новоторжский, прп. Макарий Алтайский Глухарев, свт. Михаил епископ, кн. Симео́н Вяземский, кн. Константи́н Ярославский, прп. Гера́сим Болдинский, вмч. Пантелеи́мон целитель, свт. Симео́н митрополит Молюков, прп. Авра́мий Смоленский Авраа́мий, мч. Мерку́рий воин, свт. Питири́м епископ, свт. Иоаса́ф митрополит Скрипицын, свт. Игна́тий Смоленский, равноап. Николай Касаткин, кн. Глеб Смоленский Святославич, свт. Анто́ний Вологодский, сщмч. Серафи́м Смоленский Остроумов, кн. Фео́дор Ярославский, прп. Арка́дий Дорогобужский, сщмч. Пантелеи́мон Богоявленский, прп. Арка́дий Вяземский, равноап. Нау́м Охридский, кн. Глеб страстотерпец в Крещении Дави́д, прп. Анфи́са Мантинейская, равноап. Ангеля́р Охридский, кн. Андре́й Переяславский, сщмч. Макарий Орловский Гневушев, кн. Дави́д Ярославский, равноап. Гора́зд Охридский.

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А Ангел-Хранитель ее стоит да и думает: «Какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать». Вспомнил и говорит Богу: «Она в огороде луковку выдернула и нищенке подала». И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь». Побежал Ангел к бабе, протянул ей луковку: «На, говорит, баба, схватись и тянись». И стал он ее осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А Ангел заплакал и отошел. (Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы).

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 9 августа 2020 года

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Вмч. и целителя Пантелеи́мона.

Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия.

Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского. _ Собор Смоленских святых _ (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля)67.

Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой вмч. Пантелеимона. По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19–31. Лит. – 1 Кор., 128 зач., III, 9–17. Мф., 59 зач., XIV, 22–34.

Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10.   Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3.

На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й (см. на литии). «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси…»68.

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Ма́тернее возлюби́в благоче́стие…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...»69.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь великомученика, глас 3-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные70.

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален великомученика по 1-м стихословии, глас 1-й: «Ма́тернее благоче́стие…»; седален великомученика по 2-м стихословии, глас 4-й: «Яко во́ина Христо́ва…», ин седален великомученика по 2-м стихословии, глас тот же: «Пострада́л еси му́жественне...». «Слава» – седален великомученика по полиелее, глас тот же: «Торжеству́ют днесь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ма́терь Бо́жию...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и великомученика на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен великомученика: «Ми́лостивную твою́ ду́шу...», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 8-й, [глас 5-й,] глас 4-й – 4 (со славником71 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки великомученика и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

_ Примечание. _ Поскольку в честь великомученика совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 8-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Престо́ли егда́ поста́вятся...».

_ Примечание. _ Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма и стихира великомученика, глас 1-й: «По́двигом до́брым…» (см. в Минее в стихирах на литии); «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…» (см. в Минее, славник литийных стихир)72, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси…»73.

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Ма́тернее возлюби́в благоче́стие…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»74.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные75.

Непорочны76 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и великомученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен великомученика: «Ми́лостивную твою́ ду́шу...», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 8-й, [глас 5-й,] глас 4-й – 4 (со славником77 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

67 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 240–241.

68 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

69 Там же. С. 65–67.

70 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

71 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

72 При совершении шестеричной службы вмч. Пантелеимона данные стихиры предназначаются для пения на стиховне утрени (ср.: Типикон, 27 июля; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 245–245 об.).

73 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

74 Там же. С. 65–67.

75 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

76 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

77 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).