6 июля 2020 - Православный Церковный календарь

Благоверный князь Гео́ргий (Ю́рий) Всеволодович, Владимирский
Благоверный князь Андре́й Боголюбский
Священномученик Митрофа́н (Краснопольский), Астраханский, архиепископ
Благоверный князь Глеб Владимирский
Преподобный Про́хор Ястребский
Мученица Христи́на Владимирская, княгиня
Преподобный Никита Столпник, Переяславский
Преподобная Софи́я (в миру Соломо́ния) Суздальская
Благоверный князь Фео́дор Муромский
Преподобный Ни́кон Радонежский, игумен
Священномученик Петр Смородинцев, пресвитер
Святитель Алекси́й, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец
Благоверный князь Петр (в иночестве Дави́д) Муромский
Преподобный Вассиа́н Ястребский
Святитель Ге́рман, архиепископ Казанский и Свияжский
Преподобный Са́вва Мошокский
Святитель Васи́лий, епископ Рязанский
Благоверный князь Васи́лий (Василько́) Ростовский
Святитель Си́мон Печерский, епископ Владимирский, Суздальский
Преподобный Косма́ Яхромский
Праведный Арте́мий Веркольский, отрок
Блаженная Евдоки́я Суздальская, Христа ради юродивая
Преподобный Карп Медушский, Ковровский
Святитель Фео́дор, епископ Ростовский и Суздальский
Святитель Ио́на, митрополит Московский и всея Руси
Преподобный Илия́ Муромец, Печерский
Священномученик Алекса́ндр Миропольский, пресвитер
Преподобный Лукиа́н Александровский
Преподобный Евфи́мий Суздальский, архимандрит
Преподобный Пахо́мий Нерехтский, Сыпановский, Костромской
Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
Благоверная княгиня Февро́ния (в иночестве Евфроси́ния) Муромская
Святитель Афана́сий (Сахаров), епископ Ковровский
Преподобный Стефа́н Махрищский
Благоверный князь Глеб (в Крещении Дави́д), страстотерпец
Мученик Авра́мий (Авраа́мий) Болгарский, Владимирский
Благоверный князь Дими́трий I Александрович Переяславский, Владимирский
Праведная Иулиа́ния Лазаревская, Муромская
Благоверная княгиня Ирина Муромская, супруга св. Константина Муромского
Преподобный Корни́лий Александровский
Святитель Арсе́ний Элассонский, архиепископ Суздальский
Святитель Диони́сий, архиепископ Суздальский
Преподобный Се́ргий Радонежский, игумен
Святитель Митрофа́н (в схиме Мака́рий), епископ Воронежский
Благоверный князь Михаил Муромский
Преподобная Евфроси́ния (в миру Феоду́лия) Суздальская, княжна
Благоверный князь Константин (Ярослав Святославич) Муромский
Преподобная Феодо́сия (в иночестве Евфроси́ния), княгиня
Мученица Агриппи́на Римляныня
Преподобный Зоси́ма Александровский
Понедельник
Понедельник
Седмица 5-я по Пятидесятнице
горячая без масла
Апостольский пост
Глас 3-й
свт. Иларио́н митрополит, сщмч. Патри́кий Владимирский, прп. Феодо́ра Нижегородская Ва́сса, кн. Фео́дор Стародубский, кн. Гео́ргий Владимирский Ю́рий, кн. Андре́й Боголюбский, сщмч. Митрофа́н Астраханский Краснопольский, кн. Глеб Владимирский, прп. Про́хор Ястребский, прп. Мария княгиня в иночестве Ма́рфа, мч. Дими́трий князь, мц. Христи́на княгиня, прп. Диони́сий Переяславский, свт. Серапио́н епископ, прп. Никита Переяславский, мч. Га́ий Анкирский, прп. Софи́я Суздальская в миру Соломо́ния, кн. Фео́дор Муромский, прав. Григо́рий Владимирский, прп. Ни́кон Радонежский, сщмч. Петр Смородинцев, свт. Алекси́й Руси, кн. Петр Муромский в иночестве Дави́д, прп. Вассиа́н Ястребский, кн. Бори́с Туровский, свт. Ге́рман архиепископ, мц. Ага́фия княгиня, блгв.кнг. Евдоки́я Владимирская, прп. Са́вва Мошокский, мч. Про́вий Анкирский, свт. Васи́лий епископ, кн. Васи́лий Ростовский Василько́, прп. Арка́дий Вязниковский, свт. Си́мон Владимирский, прп. Косма́ Яхромский, прав. Арте́мий отрок, блж. Киприа́н чудотворец, блж. Евдоки́я юродивая, мч. Ло́ллий Анкирский, прп. Карп Ковровский, свт. Фео́дор епископ, прмч. Пахо́мий Владимирский, свт. Ио́на митрополит, прп. Илия́ Печерский, сщмч. Алекса́ндр Миропольский, кн. Мстисла́в Владимирский, сщмч. Алекси́й Введенский, прп. Лукиа́н Александровский, прп. Евфи́мий Суздальский, прп. Пахо́мий Костромской, прмч. Дании́л Успенский, кн. Влади́мир Владимирский, кн. Изясла́в Владимирский, мч. Урва́н Анкирский, мц. Феодо́ра княгиня, кн. Алекса́ндр Невский в схиме Алекси́й, кн. Мстисла́в Владимиро-Волынский, блгв.кнг. Февро́ния Муромская в иночестве Евфроси́ния, мч. Гео́ргий Муромский, свт. Афана́сий епископ Сахаров, прп. Стефа́н Махрищский, кн. Глеб страстотерпец в Крещении Дави́д, мч. Авра́мий Владимирский Авраа́мий, кн. Дими́трий Владимирский, прп. Роман Киржачский, сщмч. Феодо́сий Владимирский, прав. Иулиа́ния Муромская, блгв.кнг. Ирина Муромского, прп. Корни́лий Александровский, мц. Ва́сса Ва́сса, свт. Арсе́ний архиепископ, сщмч. Евсто́хий Анкирский, свт. Диони́сий архиепископ, прп. Се́ргий Радонежский, свт. Митрофа́н епископ в схиме Мака́рий, кн. Михаил Муромский, прп. Евфроси́ния княжна в миру Феоду́лия, кн. Константин Муромский Ярослав Святославич, кн. Святосла́в Владимирский Гаврии́л Юрьевский, свт. Максим митрополит, прп. Феодо́сия княгиня в иночестве Евфроси́ния, мц. Агриппи́на Римляныня, прп. Зоси́ма Александровский, свт. Софро́ний архиепископ.

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Один человек ходил по округе, проклиная священника и распространяя о нём по всему приходу лживые, злобные слухи. В один прекрасный день он почувствовал раскаяние и, придя к священнику, попросил у него прощения. Он сказал, что готов на всё, чтобы загладить свой грех. Священник сказал ему, чтобы он взял у себя дома подушку, распорол ёё и выпустил перья на ветер. Просьба была довольно странной, но выполнить её не составило труда.Сделав, как ему было сказано, он вернулся и доложил об этом священнику.— А теперь, — сказал священник, — иди и собери все перья. Хотя раскаяние твоё, как и желание исправить причинённое зло, искренне, но возместить ущерб, причинённый твоими словами, так же невозможно, как собрать пущенные по ветру перья.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 6 июля 2020 года

Понедельник. Мц. Агриппи́ны. Владимирской иконы Божией Матери.

Собор Владимирских святых. Прав. Арте́мия Веркольского. Свт. Ге́рмана, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября) . Прп. Ио́сифа Заони́киевского (службу зри 21 сентября).

Блгв. кн. Фео́дора Владимирского.

Служба мц. Агриппи́ны не имеет праздничного знака, может совершаться вместе с полиелейной службой в честь Владимирской иконы Божией Матери (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (без соединения со службой мц. Агриппи́ны) (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Рим., 109 зач., XII, 4–5, 15–21. Мф., 45 зач., XII, 9–13 – за понедельник и за вторник (под зачало): Рим., 114 зач., XIV, 9–18.   Мф., 46 зач., XII, 14–16, 22–30.

Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11.   Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4-й – 5, и мученицы, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».

По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Богородицы.

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де Москва́…».

Каноны: Богородицы (Минеи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак мученицы, глас 4-й; седален Богородицы, глас тот же. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – седален Богородицы, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «И́же на Херуви́мех…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же.

На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…»102.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы.

В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь мученицы. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).

В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня, вторника (под зачало) и Богородицы.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 8. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Богородицы.

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де Москва́…».

Каноны: Похвалы Богородицы (см. в Триоди Постной в субботу 5-ю Великого поста) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы (Минеи) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «И́же на Херуви́мех…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…»103.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Владимирской иконы). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).

В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня, вторника (под зачало) и Богородицы.

102 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).

103 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).