2 июня 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Жил-был человек, который никак не мог насытиться. Бывало, все ест да ест, уж и утроба полная, а есть все хочется. Как придет домой – давай тут же орать на всех:— Кормите меня, есть хочу!Он и по врачам ходил, которые внутренности да кишки лечат, но ни один лекарь не смог его горю помочь. И вот как-то попал он к доктору, который в сердце человеческом разбирался. Доктор послушал, послушал, как у того человека сердце бьется, и говорит: — Голубчик, а сердце-то у вас — пустое! Вот когда сердце ваше наполнится, тогда и аппетит зверский пройдет.— А чем же мне сердце, доктор, наполнить? Может, лекарство какое от напасти этой есть?— Нет, голубчик, мы — доктора — этим не занимаемся. Вы уж сами о своем сердце позаботьтесь. А то запущенное оно у вас…Недаром говорят, полная утроба пустое сердце не наполнит.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 2 июня 2020 года
Вторник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
Мч. Фалале́я. Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофе́я, Псковского.
Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь обре́тения мощей свт. Алекси́я в соединении со службой попразднства Вознесения (Триоди).
_ Примечание. _ Рядовая служба Минеи (мч. Фалале́я) может быть перенесена на повечерие.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Деян., 46 зач., XXI, 26–32. Ин., 53 зач., XVI, 2–13.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 4-й – 3, и святителя, глас 1-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прииди́те, Росси́йстии собо́ри…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда́ прише́л еси…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами)86. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Низше́дшее естество́…».
По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Отпуст: «Иже во славе...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Наста́ светоно́сный день...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 2-й: «Свы́ше на зе́млю…».
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Прииди́те, торжеству́ем...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 3-й: «Преве́чное Сло́во…».
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Пропове́дует, о́тче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х…»87. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 8-й: «Всяк язы́к да подви́жится…».
Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Вознесения, глас 6-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя: «Прииди́те вси...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…» (см. в праздник Вознесения).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «На Не́бо веду́щий путь…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда́ возне́слся еси…» (см. на стиховне утрени).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Отпуст: «Иже во славе...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я) – 4.
_ Примечание. _ В службе святителя в Минее указаны блаженны святого, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника (Вознесения).
На входе – «...вознесы́йся во славе...».
По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник Вознесения.
Отпуст: «Иже во славе...».
86 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».
87 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.