18 апреля 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Визит Бога
Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, как вдруг, прямо накануне праздника, приснилось ему, как будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий, говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко Мне, Я приду к тебе в этот день». Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто Сам Господь ко мне пожалует?» – думал он. Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения и как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил: – Почему ты плачешь? – У меня сегодня порвались ботинки, и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, новые купить не сможем… Тогда сапожник успокоил мальчика: – Давай мне ботинки, я починю тебе их. Через некоторое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в починенных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил приготовления. Наступил вечер. Пришла к нему бедная женщина и говорит: – Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить мне нечем. Но ходить без сапог теперь нельзя – холода наступили… Сапожник только улыбнулся и сказал: – Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай! – И отдал их женщине, ничего не потребовав. Наступила ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал Гостя. Сапожнику хотелось спать. Приуныв от бесплодного ожидания, он стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали. Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал: – Пусти меня переночевать. Я весь день в пути, устал и озяб, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает… Сжалился сапожник над ним и пустил в дом, уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу. И вот, отходя ко сну, он подумал про себя: – «Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что Он так и не явился ко мне сегодня… Видно, Он не удостоил меня чести справить с Ним этот великий праздник», – с такими невесёлыми мыслями и уснул сапожник. И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит: – Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты Меня радушно принимал.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 18 апреля 2020 года
_ Страстн** а́ **я седмица. _ Великая Суббота.
Мчч. Феоду́ла и Агафопо́да, и иже с ними. Перенесение мощей свт. И́ова, патриарха Московского и всея России (службу зри 19 июня).
Календарные заметки: Литургия св. Василия Великого начинается вечерней. Читаются 15 паримий с пением припевов.
Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (см. в «Богослужебных указаниях»)26.
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ап. составной: 1 Кор., 133 зач., V, 6–8; Гал., 206 зач., III, 13–14. Мф., 114 зач., XXVII, 62–66. Лит. – Рим., 91 зач., VI, 3–11. Мф., 115 зач., XXVIII, 1–20.
Полунощницу «пое́м в ке́ллиях, и глаго́лем кафи́зму 9-ю» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера», 2-е «зри»). По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф...». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 6-й: «Бе́здну заключи́вый...» (см на утрене Великой Субботы). «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни́, Господи…» не произносится).
_ Примечание. _ По Уставу, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час но́щи», т. е. по-нашему – около 1-го часа ночи (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).
Начало утрени обычное (с «Царю Небесный...»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы37.) Ектения великая.
_ Примечание. _ В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне.
На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Благообра́зный Ио́сиф…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Егда́ снизше́л еси́…», «И ныне» – ин тропарь, глас тот же: «Мироно́сицам жена́м…».
_ Примечание. _ «Посе́м настоя́тель свещы́ раздае́т бра́тии: и начина́ем пе́ти непоро́чны со сладкопе́нием. Та́кожде по стиху́. И похвалы́ возглаша́ет певе́ц, во глас 5-й... Тогда́ настоя́тель кади́т це́рковь всю, и бра́тию по чи́ну» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).
С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужа́щим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу о́крест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы́). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы38.
По 1-й статии́ – ектения малая. Возгла́с: «Яко благослови́ся Твое́ И́мя, и просла́вися Твое́ Ца́рство, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
С началом 2-й статии совершается малое каждение. По традиции, малые каждения совершает священник с диаконом.
_ Примечание. _ «И покади́в, начина́ет 2-ю статию́. Други́й лик пое́т припе́в: Досто́йно есть велича́ти Тя, Жизнода́вца... Та́же иере́й кади́т то́кмо ико́ны пе́рвыя, и ли́ки» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»)39.
Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее – малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Бо́же наш, И́же на Престо́ле Сла́вы Херуви́мстем почива́яй, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
В начале 3-й статии, которая, по Уставу, поется на 3-й глас – малое каждение.
_ Примечание. _ «И начина́ем 3-ю статию́, кадя́щу настоя́телю» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).
По окончании 3-й статии – тропари воскресные, поемые по Непорочных, глас 5-й: «Ангельский собор…» (с обычным припевом: «Благослове́н еси, Господи…»). В это время, по традиции, совершается полное каждение всего храма40.
Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь ми́ра, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
По возгласе – седален Триоди, глас 1-й: «Плащани́цею чи́стою…». «Слава» – тот же седален41, «И ныне» – ин седален, глас тот же: «Ужасо́шася ли́цы а́нгельстии…»42.
Псалом 50-й. (Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата затворяются. «Воскресение Христово видевше...» не поется. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не читается.)
Канон Великой Субботы из Триоди, глас 6-й: «Волно́ю морско́ю…», со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды, тропари на 12). Припевы к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские песни не стихословятся.
Катавасия по каждой песни – ирмосы того же канона.
_ Примечание. _ «Есть же кано́н от пе́рвыя пе́сни до шесты́я, творе́ние Ма́рка мона́ха, епи́скопа Идру́нтскаго: [Ирмосы́ же творе́ние жены́ не́кия Касси́и имену́емыя,] от 6-я же пе́сни до конца́, творе́ние господи́на Космы́» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).
По 3-й песни – седален Триоди, глас 1-й: «Гроб Твой, Спа́се…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак Триоди, глас 6-й: «Бе́здну заключи́вый…», и икос, глас тот же: «Содержа́й вся…».
На 9-й песни – обычное каждение («Честнейшую» не поем).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Вместо светильна поется на 2-й глас: «Свят Господь Бог наш…», со стихами (трижды).
_ Примечание. _ До пения великого славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й и глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Дне́шний день та́йно…», «И ныне» – Богородичен, глас 2-й: «Преблагослове́нна еси, Богоро́дице Де́во…».
На пение «И ныне» хвалитных стихир отверзаются царские врата, и священнослужители царскими вратами выходят к Плащанице (предстоятель – в полном облачении). Возглас на славословие предстоятель произносит перед Плащаницей.
_ Примечание. _ «Славосло́вие вели́кое. Та́же вхо́дит настоя́тель во святы́й олта́рь со иере́и и диа́коны, и облачи́тся во вся свяще́нныя оде́жды, иере́и же то́кмо в ри́зы: исхо́дит со Ева́нгелием под Плащани́цею, наддержа́щим свяще́нником, диа́коном же кадя́щим. В то вре́мя звон во вся, предходя́щим ему́ со свеща́ми, и со двема́ лампа́дома: и о́ба ли́ка пою́ще Трисвято́е надгро́бное. Прихо́дит же игу́мен пред святы́я ца́рския две́ри, и ту стои́т, ожида́я конца́ Трисвята́го после́дняго. Сему́ же конча́ну бы́вшу, вхо́дит настоя́тель со Ева́нгелием в ца́рския две́ри, и полага́ет Ева́нгелие на престо́ле, Плащани́цу же на угото́ване столе́, во о́браз гро́ба...» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Славосло́вие вели́кое. Свяще́нник же облачи́тся во всю свяще́нническую оде́жду, и вхо́дит со святы́м Ева́нгелием» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»).
В древности существовала также следующая практика: во время пения хвалитных стихир Плащаницу уносили в алтарь и полагали на престоле. Во время великого славословия совершали каждение престола окрест трижды и через северные врата выносили Плащаницу на крестный ход. По окончании крестного хода Евангелие полагали на престол, а Плащаницу на угото́ванную гробницу; Евангелие читалось в алтаре, а не перед Плащаницей, как это принято сейчас повсеместно (см.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. Т. 1. С. 616).
Поется великое славословие. Предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение окрест Плащаницы. С началом пения Трисвятого все священнослужители совершают три земных поклона. Затем они подъемлют Плащаницу; предстоятель идет под Плащаницей с малым Евангелием на главе. Если служит один священник, то он поднимает Плащаницу и передает ее благоговейным мирянам, а сам с Евангелием входит под Плащаницу; или сам над главой своей несет Плащаницу, а Евангелие передает диакону. Совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода медленно поется «Святый Боже…», и бывает перезвон (от большого колокола к малым, но не наоборот), а когда шествие войдет в храм, совершается краткий трезвон.
По входе в храм Плащаницу подносят к царским вратам. Предстоятель по окончании пения «Святый Боже…» возглашает, воздвизая Евангелие: «Премудрость, про́сти», и Плащаница относится на середину храма. Совершается каждение окрест Плащаницы (трижды). В это время поется43 тропарь Триоди, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф…» (единожды). Далее тропарь пророчества, глас 2-й: «Содержа́й концы́…», «Слава44, и ныне» – тот же тропарь. Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Воскресни́, Го́споди, помози́ нам, и изба́ви нас и́мене ра́ди Твоего́»; стих: «Бо́же, уши́ма на́шима услы́шахом, и отцы́ на́ши возвести́ша нам». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иезеки́илева чтение». Диакон: «Вонмем». И чтение паримии Триоди (Иезекииля). Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен Апостола, глас 7-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя́». Диакон: «Премудрость». Апостол (составной; см. в Триоди) – 1 Кор., 133 зач. (V, 6–8); Гал., 206 зач. (III, 13–14). Аллилуиарий, глас 5-й: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́»; стих: «Яко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́»; стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся». Евангелие – Мф., зач. 114 (читается, по традиции, предстоятелем у Плащаницы). Ектении: полная сугубая – «Рцем вси…», и просительная – «Исполним утреннюю…» (с молитвой главопреклонения), и прочее по обычаю.
Великий отпуст произносится с амвона: «И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния, стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». По отпусте певцы поют многолетны, затем – стихиру Триоди на целование Плащаницы, глас 5-й: «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…», и бывает целование Плащаницы.
_ Примечание. _ «И быва́ет целова́ние во оби́телех на плащани́це положе́ния во гро́бе. А иде́же несть плащани́цы, целу́ют о́браз. Певцы́ же пою́т стихи́ру, глас 5-й: Прииди́те, ублажи́м: и час 1-й» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Пе́рвый же час пое́тся в притво́ре» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»).
Час 1-й присоединяется к утрене и оканчивается малым отпустом.
Отдельно совершаются часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны 45.
_ Примечание. _ «При часе́ же 4-м дне. Ударя́ет параекклисиа́рх в ма́лое би́ло. И собра́вшеся пое́м час 3, 6, и 9, вку́пе, про́сто, в притво́ре» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).
Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы (по обычаю, перед Плащаницей), облачаются и начинают проскомидию.
На часах – тропарь Триоди: «Благообра́зный Ио́сиф...». Кондак Триоди: «Бе́здну заключи́вый...».
Блаженны «скоро», без пения (как в Великий Четверток). На «И ныне» – «Верую...». «Осла́би, оста́ви…». По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство...» – кондак Триоди: «Бе́здну заключи́вый…», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог…».
Вечерня соединяется с Литургией свт. Василия Великого.
_ Примечание. _ По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «о часе 10-м дне», т. е. по-нашему – около 4-х часов пополудни (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).
Возглас: «Благословено Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы46). Великая ектения. Кафизмы нет.
«Господи, воззвах», глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма.
_ Примечание. _ «Го́споди, воззва́х пое́м во глас 1-й. Иере́й же и диа́кон отше́дше творя́т проскоми́дию. И ста́вим стихо́в 8, и пое́м стихи́ры воскре́сны 4, глас 1-й: Вече́рния на́ша моли́твы: В то́же вре́мя кади́т диа́кон. И Трио́ди самогла́сны 3, глас 8-й, на 4» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Та́же, Го́споди, воззва́х, во глас 1-й. Оби́тели же свяще́нницы и диа́кони вси, дости́гшу стиху́, глаго́лющу: Паду́т во мре́жу свою́: полага́юще покло́н, отхо́дят, и облача́тся и си́и во оде́жди, и творя́т проскоми́дию» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Великой Субботы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Дне́шний день…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий Триоди (по традиции, перед Плащаницей).
_ Примечание. _ «Проки́мен не глаго́лется: Но а́бие иере́й, или́ диа́кон, Прему́дрость. И начина́ет чтец чте́ния дне Трио́ди по чи́ну их. Всех же чте́ний 15» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).
Сначала читаются 1–6 паримии. В конце 6-й паримии, на словах: «И реко́ша глаго́люще», царские врата, по традиции, отверзаются. Чтец возглашает: «Пои́м Го́сподеви». Певцы поют на 5-й глас: «Сла́вно бо просла́вися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, певцы на оба лика после каждого стиха поют: «Сла́вно бо просла́вися». После всех стихов, чтец: «Слава...». Певцы: «Сла́вно бо просла́вися». Чтец: «И ныне...». Певцы: «Сла́вно бо просла́вися». И в заключение сам чтец поет: «Сла́вно бо просла́вися». Царские врата затворяются.
Читаются 7–15 паримии. В конце 15-й паримии, на словах: «Благослове́н еси на тве́рди небе́сней, и препе́тый, и превозноси́мый во ве́ки», царские врата, по традиции, отверзаются, и поется песнь трех отроко́в (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея). Поется: «Го́спода по́йте и превозноси́те во вся ве́ки»; далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки». К стиху «Да благослови́т земля́» до́лжно петь: «Го́спода да пое́т и превозно́сит Его́ во ве́ки». После стиха «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Го́спода пое́м и превозно́сим Его́ во ве́ки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки». Последний стих, по традиции, поет сам чтец: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки».
Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…»47. Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся…».
Прокимен, глас 5-й: «Вся земля́ да покло́нится Тебе́ и пое́т Тебе, да пое́т же и́мени Твоему́, Вы́шний»; стих: «Воскли́кните Го́сподеви, вся земля́, по́йте же и́мени Его́».
Апостол (читается, по традиции, перед Плащаницей) – Рим., зач. 91.
Аллилуиарий не поется, но чтец произносит вместо «Аллилуиа»: «Глас седьмый», и возглашает (или поет) стихи 81-го псалма: «Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех»; стих: «Бог ста в со́нме бого́в, посреде́ же бо́ги разсу́дит»; стих: «Доко́ле су́дите непра́вду, и ли́ца гре́шников прие́млете?»; стих: «Суди́те си́ру и убо́гу, смире́нна и ни́ща оправда́йте»; стих: «Изми́те ни́ща и убо́га, из руки́ гре́шничи изба́вите его́»; стих: «Не позна́ша, ниже́ уразуме́ша, во тьме хо́дят»; стих: «Да подви́жатся вся основа́ния земли́. Аз рех: бо́зи есте́, и сы́нове Вы́шняго вси, вы же я́ко челове́цы умира́ете и я́ко еди́н от князе́й па́даете». Певцы поют припев: «Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех», к каждому стиху этого псалма.
Во время пения «Воскресни́, Бо́же…» царские врата затворяются, и закрывается завеса, священнослужители переоблачаются в белые ризы, и все облачения в храме заменяются светлыми48. К чтению Евангелия царские врата открываются.
_ Примечание. _ «Егда́ пою́т: Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́: Тогда́ иере́и и диа́кони извлача́ются че́рных оде́жд, и облача́ются в бе́лыя» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Пое́му же сему́, извлача́ются иере́е и диа́кони от оде́жд, и облача́ются в бе́лыя» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).
Евангелие (читается диаконом перед Плащаницей, а иереем без диакона – у престола) – Мф., зач. 115.
И далее – по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо «Херувимской» – «Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча…».
Задостойник – ирмос 9-й песни канона Великой Субботы: «Не рыда́й Мене́, Ма́ти…».
Причастен: «Воста́ яко спя Госпо́дь, и воскре́се спаса́яй нас».
После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный…»49.
Отпуст Литургии: «Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». Произносить воскресный отпуст: «Воскресы́й из мертвых, Христос…» не следует, ибо это не соответствует смыслу богослужения Великой Субботы50.
После отпуста, согласно Уставу, совершается благословение хлебов и вина.
_ Примечание. _ «И отпу́ст. Пото́м быва́ет обы́чное благослове́ние хле́бов, и вина́. Прихо́дит иере́й, покади́в их, глаго́лет обы́чную моли́тву благослове́ния: Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́вый пять хле́бов... И ре́кше: Аминь» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).
Уготованный столец с хле́бами и вином поставляется перед Плащаницей, в некотором отдалении от нее, так, чтобы вокруг него можно было совершить каждение. По более распространенной практике столец с хлебами поставляется на солее. По обычаю, поются тропари, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф…», «Слава» – «Егда́ снизше́л еси…», «И ныне» – «Мироно́сицам жена́м…». Совершается троекратное каждение окрест стола с хлебами, затем возглашается: «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй», и иерей читает _ молитву: _
«Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́вый пять хле́бов и пять ты́сящ насы́тивый, Сам благослови́ хле́бы сия́ и вино́, и умно́жи сия́ во гра́де сем (или в ве́си сей, или во святе́й оби́тели сей) и во всем ми́ре Твое́м, и вкуша́ющия от них ве́рныя освяти́. Я́ко Ты еси́ благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Певцы: «Аминь».
Хлебы раздробляются и раздаются верующим.
Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной Литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (см. в приложении «Богослужебных указаний»)51.
В Великую Субботу на трапезе разрешается пища без растительного масла и вино.
_ Примечание. _ «До́лженствует же екклисиа́рх име́ти опа́сство, да егда́ скончава́ется литурги́я, бу́дет час 2-й но́щи.
По отпу́сте же исхо́дим из це́ркве в трапе́зу, и ся́дем ки́йждо на ме́сте свое́м, с безмо́лвием и со благогове́инством. И а́бие вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба: я́коже бы просфоры́ на то угото́влены, в пол ли́тры хле́бы, уме́рены равны́, и по 6 смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ной ме́рней ча́ши вина́. А иде́же вина́ несть, испива́ют бра́тия квас от ме́да, или́ от жи́та. Смо́кви же обрета́ются на мно́жайших страна́х. Нам же вкуша́ющим, предложи́тся чте́ние вели́кое, в Дея́ниих святы́х апо́стол от нача́ла. Глаго́лет же чтец нача́ло, иере́й же стих: Моли́твами святы́х апо́стол, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. И по Ами́не начина́ет чтец чести́.
[По отпу́сте же не исхо́дим из це́ркве, но седи́м на ме́стех на́ших, и вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба, и по шести́ смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ному красову́лю52 вина́. Нам же возлежа́щим, быва́ет чте́ние вели́кое в Дея́ниих святы́х апо́стол от нача́ла (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).]
Ве́домо же да есть, я́ко в завеща́ниих святы́х апо́стол, и и́нде па́ки отцы́, да́же до куроглаше́ния, повелева́ют отговева́ти ве́рным. Святы́й же 6-й Собо́р до полу́нощи повелева́ет. Ти́пицы же Студи́йский, Иерусали́мский, и Святы́я Горы́, до конца́ 3-го часа́ но́щи глаго́лют соверша́ти слу́жбу, и та́ко я́сти, ничто́же и́но, но хлеб, и ово́щие, и ма́ло вин, я́коже мню. Сия́ у́бо вся мы сочета́вше, су́щим у нас о Христе́ бра́тиям предложи́хом, я́коже и предрече́ся по оте́ческому уста́ву, я́ко да ку́пно, внегда́ за́йдет со́лнце, клепа́ти, иде́же доспе́ет отпу́ст.
По вкуше́нии же всея́ бра́тии, быва́ет чте́ние в те́хже Дея́ниих святы́х апо́стол, я́коже предрече́ся. Сие́ опа́сство да внима́ет церквонача́льник, да вся Дея́ния прочту́тся до конца́. Бра́тиям же всем с прилежа́нием послу́шающим, и да не бу́дет леть ни еди́ному же на сон преда́ти себе́, боя́щеся скве́рны искуси́теля врага́: в таковы́х бо времене́х и ме́стех тщи́тся враг оскверни́ти неради́выя, и многосонли́выя мона́хи. Изменя́ются же чтецы́, и чтут да́же до часа́ 4-го но́щи. Посе́м же вжига́ет параекклисиа́рх вся канди́ла по ме́стом. И взем от настоя́теля благослове́ние, и тако изше́д ударя́ет в би́ло. И чтец соверша́ет чте́ние» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри»).
Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой заутрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа: «Егда́ снизше́л еси к сме́рти…».
После уборки храма начинается «чтение великое в Деяниих святых апостол от начала». Чтец: «Дея́ния святы́х апо́стол благослови́, о́тче, прочести́». Иерей: «Моли́твами святы́х апо́стол, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас». Чтец: «Аминь», и начинает чтение.
Аналой для чтения Деяний поставляется перед Плащаницей.
37 По обычаю, перед Плащаницей.
38 Во время пения 17-й кафизмы с похвалами диакон непрестанно кадит Плащаницу.
39 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 581.
40 Устав умалчивает о каждении во время тропарей по Непорочных («Ангельский собор...»).
41 Согласно Постной Триоди, на «Славу» поется окончание седальна.
42 «И чте́ние в толкова́нии Златоу́стаго на Ева́нгелие Матфе́я, зача́ло 114: Во у́трий же день, и́же есть по пятце́» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).
43 «И мы тропа́рь еди́ножды: Благообразный Иосиф...» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»). «Глаго́лет настоя́тель: Прему́дрость, про́сти. И чтец а́бие тропа́рь Благообра́зный Ио́сиф... еди́ножды» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).
44 Согласно Постной Триоди, на «Славу» повторяется окончание тропаря.
45 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».
46 По обычаю, перед Плащаницей.
47 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)
48 Переоблачение священнослужителей в светлые одежды – это крещальная особенность, сохранившаяся в современном богослужении от древней практики Крещения в этот день оглашенных (как и апостольское и евангельское чтения Литургии Великой Субботы).
49 Существует практика петь вместо «Ви́дехом Свет Истинный...» воскресный тропарь, глас 2-й: «Егда́ снизше́л еси к сме́рти...» (ср.: Последование служб в субботу Лазареву, Неделю ваий и Страстную седмицу / Сост. Е. Кустовский. М., 2010. С. 300), однако, богослужебные книги не дают оснований для подобной замены.
50 См.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 12. С. 52–69; Богослужебные указания на 1998 год. С. 417–419.
51 Данное указание включено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 мая 2017 года.
52 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).