17 апреля 2020 - Православный Церковный календарь

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Непостижимое

Шёл человек со своей семьей по пустыне. Уже измученные жаждой, увидели они впереди колодец и побежали к нему. Но внутренний голос сказал человеку, что вода в этом колодце отравлена. Однако он не обратил на это внимания и начал поить водой свою жену и детей. Когда он достал из колодца последний черпак, чтобы напиться самому, его родные уже корчились в предсмертных судорогах. Тогда он взмолился: – Господи, спаси мою семью, спаси моих детей и жену! Жажда оказалась сильнее, и я проигнорировал Твоё предупреждение.– Я верну тебе близких, – ответил Господь, – если ты ответишь на один Мой вопрос. Что является самым непостижимым в человеке? Долго думал путник, боялся ответить неверно и, наконец, сказал:– Самым непостижимым в человеке является то, что всю свою жизнь он видит вокруг себя смерть других людей, но сам живёт так, как будто никогда не умрёт. И Бог вернул жизнь его семье.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 17 апреля 2020 года

_ Страстн** а́ **я седмица. _ Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Прпп. Ио́сифа песнопи́сца и Гео́ргия, иже в Мале́и. Иконы Божией Матери, именуемой «Изба́вительница». Сщмч. Ники́ты Славяни́на, Афо́нского. Прмчч. архим. Вениами́на _ Кононова _ и иером. Ники́фора _ Кучина _ Солове́цких 12.

Прп. Ио́сифа Многоболе́зненного, Печерского, в Дальних пещерах.

Календарные заметки: Строгий пост.
Во второй половине дня совершается вечерня, на которой из алтаря износится Святая Плащаница.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа 1-е: Ин., 46 зач., XIII, 31 – XVIII, 1.   2-е: Ин., 58 зач., XVIII, 1–28.   3-е: Мф., 109 зач., XXVI, 57–75.   4-е: Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 16.   5-е: Мф., 111 зач., XXVII, 3–32.   6-е: Мк., 67 зач., XV, 16–32.   7-е: Мф., 113 зач., XXVII, 33–54.   8-е: Лк., 111 зач., XXIII, 32–49.   9-е: Ин., 61 зач., XIX, 25–37.   10-е: Мк., 69 зач., XV, 43–47.   11-е: Ин., 62 зач., XIX, 38–42.   12-е: Мф., 114 зач., XXVII, 62–66.

На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14–18.   Мф., 110 зач., XXVII, 1–56.

На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6–11.   Мк., 67 зач., XV, 16–41.

На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11–18.   Лк., 111 зач., XXIII, 32–49.

На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19–31.   Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 37.

На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 – II, 2.

Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1–44;   Лк., XXIII, 39–43;   Мф., XXVII, 45–54;   Ин., XIX, 31–37;   Мф., XXVII, 55–61.

Полунощницу «пое́м в ке́ллиях» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), именуемая Уставом «После́дование Святы́х и спаси́тельных Страсте́й Го́спода на́шего Иису́са Христа́», совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Типикону, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера в Великий Четверг.

_ Примечание. _ «Во 2-й час но́щи кле́плет параекклисиа́рх. И собра́вшимся нам во храм, благослови́вшу иере́ю с кади́лом, глаго́лем по обы́чаю, я́коже предписа́ся в четверто́к 5 неде́ли» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец13: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»), и тропарь «ко́сно и со сладкопе́нием», глас тот же: «Егда́ сла́внии ученицы́…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

_ Примечание. _ «По тропаре́ же вхо́дит настоя́тель со диа́коном во святы́й олта́рь, и облача́ся во свяще́нныя оде́жды, кади́т святу́ю трапе́зу крестообра́зно, и весь святы́й олта́рь, и ли́ки, и бра́тию по чи́ну» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия14. Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения – малая ектения15, возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство…». Посем: «И о сподо́битися нам…»16, «Премудрость, про́сти…», «Мир всем» и прочее по обычаю.

_ Примечание. _ По традиции, перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон.

Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страсте́м Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания).

По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпе́нию Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом).

После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается по дважды17; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны18, во время которых, по установившейся традиции, совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапе́зу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично.

1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва…». Седален, глас 7-й: «На ве́чери ученики́ пита́я…».

_ Примечание. _ «Чтет же сие́ 1-е Ева́нгелие настоя́тель, про́чия же – иере́и, еди́н по еди́ному ки́йждо» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»). О 12-м Евангелии Типикон также говорит, что его «настоя́тель чтет».

2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся и просла́вися Всечестно́е и Великоле́пое И́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 7-й: «Ки́й тя о́браз…».

3-е Евангелие – Мф., зач. 109. Антифоны 7-й, 8-й, 9-й. Возглас по ектении: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем…»19. Седален, глас 8-й: «О, ка́ко Иуда…».

4-е Евангелие – Ин., зач. 59. Антифоны 10-й, 11-й, 12-й. Возглас по ектении: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́ благослове́на, и препросла́влена, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 8-й: «Егда́ предста́л еси…».

5-е Евангелие – Мф., зач. 111. Антифоны 13-й, 14-й, 15-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся Всесвято́е И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 4-й: «Искупи́л ны еси…».

6-е Евангелие – Мк., зач. 67.

По 6-м Евангелии – поются блаженны Триоди (с тропарями)20. На блаженнах – малое каждение. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хва́лят вся Силы Небесныя…». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже Мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?».

7-е Евангелие – Мф., зач. 113.

Псалом 50-й21.

8-е Евангелие – Лк., зач. 111.

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 6-й, ирмосы по дважды, тропари на 12, с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Библейские песни не стихословятся.)

Катавасия – тот же ирмос.

По 5-й песни – ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», и икос, глас тот же: «Своего́ А́гнца…».

«Честнейшую» не поем. На 9-й песни – обычное каждение храма (начинается, как обычно, в алтаре в конце 8-й песни канона и заканчивается у престола).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения22. Возглас: «Яко Тя хва́лят…». Ексапостиларий Триоди: «Разбойника благоразу́мнаго…», «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

9-е Евангелие – Ин., зач. 61.

«Всякое дыхание…»23 и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Совлеко́ша с Мене́ ри́зы Моя́…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Плещи́ Моя́ дах на ра́ны…».

10-е Евангелие – Мк., зач. 69.

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю…», возглас: «Яко Бог милости…», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть...»)24.

11-е Евангелие – Ин., зач. 62.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, восходя́щу Ти на Крест…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Уже́ омака́ется трость…».

_ Примечание. _ Во время пения стиховных стихир (перед 12-м Евангелием) совершается полное каждение всего храма, как и в начале (перед 1-м Евангелием): «Та́же диа́кон кади́т, я́коже и в нача́ле, храм весь» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

12-е Евангелие – Мф., зач. 114.

Иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата затворяются.

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – поется тропарь, глас 4-й: «Искупи́л ны еси от кля́твы зако́нныя…». Ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст25: «И́же оплева́ния, и бие́ния, и зауше́ния, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасе́ние ми́ра, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец» (святые храма и дня не поминаются). Поются многолетны.

1-й час к утрене не присоединяется, так как входит в службу часов Великого Пятка.

В Великий Пяток царские часы (см. в Постной Триоди на ряду) и изобразительны совершаются по тому же чину, что и в на́вечерия Рождества Христова и Богоявления26.

_ Примечание. _ По Уставу, царские часы начинаются «при часе́ 2-м дне», т. е. по-нашему – около 8-ми часов утра: «При часе́ 2-м дне, [звон в дво́и, еди́н до́лгий.] И собра́вшеся в це́рковь. Облачи́тся иере́й во свяще́нныя ри́зы, диа́кон же в стиха́рь. Пое́м часы́ вку́пе, час 1, 3, 6 и 9» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование часов святаго Великаго Пятка́»).

На царских часах полагаются особые псалмы, паримии, Апостолы и Евангелия.

_ Примечание. _ На 3-м часе читается повествование о Страстях Христовых по Евангелию от Марка. Согласно Богослужебному Евангелию, чтение начинается с 67-го зачала (Мк., 67–68 зач., XV, 16–41): «Во вре́мя о́но, во́ини ведо́ша Иису́са внутрь двора́, е́же есть прето́р...»; Типикон и Триодь Постная указывают начало чтения с 66-го зачала (Мк., 66–68 зач., XV, 1–41): «Во вре́мя о́но, сове́т сотвори́ша...».

На всех часах конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...».

Окончание изобразительных: на «И ныне» – Символ веры. «Осла́би, оста́ви…». «Отче наш…». Возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Аминь». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». Поются многолетны.

Литургию в Великий Пяток совершать не положено.

_ Примечание. _ «Подоба́ет же и сие́ ве́дати, я́ко прия́хом в Палести́не, в сей день Вели́каго Пятка́, не твори́ти Преждеосвяще́нную, ниже́ па́ки соверше́нную Литургию, но ниже́ трапе́зу поставля́ем, ниже́ яди́м в сей день Распя́тия. А́ще же кто бу́дет многоне́мощен или́ престаре́лся, и не моги́й пребы́ти по́стен, дае́тся ему́ хлеб и вода́, по захожде́нии со́лнца» (Типикон, гл. 49, «Последование часов Святаго Великаго Пятка́»).

Вечерня Великого Пятка.

Вечерня совершается обычно во второй половине дня.

_ Примечание. _ По Уставу, вечерня начинается «при часе 10-м дне», т. е. по-нашему – около 4-х часов пополудни: «При часе́ 10-м дне кле́плет в вели́кое, и собра́вшеся в це́рковь, начина́ем вече́рню» (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера»).

До начала вечерни святая Плащани́ца с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе́ престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы Глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов27, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов, намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не следует. Закрывать лик Спасителя на Плащанице покровцом также не следует28. На Плащаницу полагается требное Евангелие (желательно небольшого размера). На середине храма устанавливается специальная подставка (в виде гробницы) или столец для Плащаницы.

Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) – ради выноса Плащаницы (впрочем, предстоятель может облачиться на стиховных стихирах или во время чтения паримий).

Возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец (по Уставу, «предстоятель глаголет»): «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся» (трижды), и читается предначинательный псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «О, ка́ко беззако́нное со́нмище…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Стра́шное и пресла́вное та́инство…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́ и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?»29.

После прокимна, по обычаю, царские врата затворяются. Читаются три паримии Триоди (Исхода, Иова и Исаии). По окончании 1-й паримии Триоди (Исхода) – прокимен Триоди, глас 4-й: «Суди́, Го́споди, оби́дящия мя, побори́ борю́щия мя»30; стих: «Приими́ ору́жие и щит, и воста́ни в по́мощь мою», затем – 2-я паримия Триоди (Иова).

По окончании 3-й паримии Триоди (Исаии) царские врата отверзаются. «Вонмем», «Мир всем», и прочее (как на Литургии). Прокимен Апостола, глас 6-й: «Положи́ша Мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни смертней»; стих: «Господи Боже спасе́ния моего́, во дни воззва́х и в нощи́ пред Тобою».

_ Примечание. _ По обычаю, перед чтением Евангелия совершается каждение, как на полной Литургии.

Апостол – 1 Кор., зач. 125 (I, 18 – II, 2). Аллилуиарий, глас 1-й (по Типикону – глас 5-й): «Спаси́ мя, Боже, яко внидо́ша во́ды до души́ моея́»; стих: «Поноше́ние ча́яше душа́ моя и страсть»; стих: «Да помрача́тся о́чи их, е́же не ви́дети».

Евангелие31 (составное)32 – Мф., зач. 110. (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.) После чтения Евангелия царские врата затворяются.

Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й – 4 (со своими припевами: «Господь воцари́ся...», «Ибо утверди́ вселе́нную...», До́му Твоему подоба́ет...»). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Тебе, оде́ющагося светом, яко ризою…» (по обычаю, во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей).

«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и поются тропари, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф…». «Слава, и ныне» – «Мироно́сицам жена́м...».

Во время пения тропарей предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата33 (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на главе на середину храма и полагает на угото́ванную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых мирян нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.

_ Примечание. _ В тех храмах, где малое повечерие в Великую Пятницу после вечерни не совершается, существует практика пения канона Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» (см. на малом повечерии) после выноса Плащаницы на вечерне (после тропарей перед отпустом). По катавасии 9-й песни канона – «Премудрость» и окончание вечерни (см. ниже).

По тропарях – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». Певцы – многолетны34. По обычаю, после отпуста произносится проповедь35.

Затем сразу – малое повечерие 36. На повечерии – канон Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы», творение Симеона Логофе́та, глас 6-й (ирмосы по дважды, тропари на 4). Канон, по возможности, лучше читать самому настоятелю перед Плащаницей. После каждой песни катавасия – тот же ирмос.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», и икос, глас тот же: «Своего́ А́гнца…».

По «Отче наш» – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог…».

И совершается целование Плащаницы народом. Во время целования принято петь стихиру, глас 5-й: «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…».

Пома́зания елеем не бывает.

12 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобномученикам Вениами́ну и Ники́фору Солове́цким. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5331655.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/452).

13 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (20 марта).

14 «Тогда́ церквонастоя́тель раздава́ет свещы́ бра́тии, и́хже вжига́ют ко вся́кому Ева́нгелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

15 «Си́и ектении́ глаго́лются от диа́кона, или́ от иере́я пред седа́льными до 8-го Ева́нгелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

16 Произносится перед чтением каждого Евангелия.

17 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений.

18 «Седа́лен... пое́тся посреде́ це́ркве от канона́рха. Сла́ва: коне́ц, И ны́не: па́ки весь. На ни́хже не седи́м, но стоя́ще пое́м, за е́же кади́т тогда́ иере́й или́ диа́кон святу́ю трапе́зу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»). «Не седи́м же на сицевы́х седа́льнах, за е́же свяще́ннику кади́ти святы́й олта́рь, но стоя́ще пое́м я́» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

19 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 349.

20 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.

21 По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диа́кон престае́т кади́ти, и ектении́ седа́льнов не глаго́лются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

22 Типикон об этой ектении ничего не говорит, но это обычное умолчание.

23 Для вседневной утрени не характерно пение хвалитных псалмов со слов: «Всякое дыхание...», но на утрене Великой Пятницы «Всякое дыхание» перед хвалитными псалмами прямо указывается Типиконом и Постной Триодью и является особенностью богослужения данного дня.

24 Типикон о молитве главопреклонения умалчивает: «Посем иерей ектению: Исполним утреннюю, и прочее по обычаю. И по возгласе: Яко Бог милостив, абие Евангелие 11-е, Иоанна, зачало 62». Повсеместно же в богослужебной практике после возгласа ектении следует обычное благословение: Мир всем, и молитва главопреклонения (с возгласом Твое бо есть...). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 578.

25 Существует традиция произнесения отпуста утрени Великой Пятницы в открытых царских вратах (ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 560).

26 Изобразительны в Великий Пяток начинаются с «Во Царствии Твоем...».

27 Более правильно живые цветы возлагать на Плащаницу тогда, когда она уже вынесена на середину храма, иначе во время шествия они могут сбиться или упасть.

28 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 608.

29 В некоторых храмах прокимен «Разделиша ризы Моя себе…» возглашает диакон (или священник).

30 На пение прокимна царские врата, по традиции, открываются.

31 О чтении Евангелия на вечерне Великого Пятка см. в приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год» (с. 597–598).

32 Составные евангельские чтения Страстной седмицы, а также 12 Евангелий Святых Страстей на утрене Великой Пятницы, приводятся полностью в приложении Богослужебного Евангелия.

33 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 608–611. На архиерейской службе Плащаница выносится также через северные врата.

34 Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 264; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 578.

35 Для того, чтобы молящиеся в благоговейной тишине могли слышать умилительный канон повечерия, поклонение и целование Плащаницы совершается не по отпусте вечерни, а после повечерия.

36 «Повече́рие же пое́м в ке́ллиях» (ср.: Постная Триодь).