12 февраля 2020 - Православный Церковный календарь

Мученик Стефа́н Наливайко
Мученица Хри́сия Римская, дева
Святитель Васи́лий Великий, архиепископ Кесарийский (Каппадокийский)
Благоверный Петр Болгарский, царь
Преподобный Зино́н Печерский, постник
Святитель Григо́рий Богослов, Назианзин, Младший, архиепископ Константинопольский
Священномученик Ипполи́т Остинский, Римский, епископ
Блаженная Пелаги́я Дивеевская (Серебренникова)
Священномученик Влади́мир Хрищенович, пресвитер
Святитель Иоа́нн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Среда
Среда
Новый стиль12 февраля

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Монах – маяк, а не лампочка

Монах – маяк, а не лампочка ...Недавно ко мне в каливу зашли два католика-архитектора из Рима... Что такое Православие они не понимали, но настроены были по-доброму. «Почему, – спросили они меня, – монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?» – «А разве, – ответил я, – маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое». Монах – это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога – пункта своего назначения. Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 12 февраля 2020 года

Среда. Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Вели́кого, Григо́рия Богосло́ва и Иоа́нна Златоу́стого.

Сщмч. Ипполи́та.

Прп. Зино́на, постника Печерского, в Дальних пещерах.

Совершается бденная служба свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16.   Мф., 11 зач., V, 14–19.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителей, глас 4-й и глас 2-й – 8. «Слава» – святителей, глас 6-й: «Та́йныя днесь Ду́ха трубы́…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3.

На литии стихира храма и стихиры святителей, глас 2-й и глас 6-й. «Слава» – святителей, глас 6-й: «Святи́тели Христо́вы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Де́вственную добро́ту…».

На стиховне стихиры святителей, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителей, глас 2-й: «Днесь ду́ши земноро́дных…», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Днесь Христо́с во святи́лище прино́сится…».

По Трисвятом – тропарь святителей, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны святителей.

Полиелей. Величание святителей и избранный псалом. Седален святителей по полиелее, глас 4-й. «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителей, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум». Евангелие святителей – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителей…». Стихира святителей, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…».

Каноны: Богородицы (в службе святителей) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителей (два канона) на 8.

_ Примечание. _ У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален святителей, глас 8-й. «Слава» – ин седален святителей, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителей, глас 2-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем особые припевы (см. в Минее на ряду). 1-й припев: «Велича́й, душе́ моя́, Честне́йшую Небе́сных во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу»206. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителей. «Слава» – ин светилен святителей, «И ныне» – Минеи: «Еди́нственное Божество́…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителей, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителей, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней, да ликовству́им…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней, прекло́ншися бо свы́ше…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь и кондак святителей.

На Литургии блаженны святителей, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителей. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого тропарь святителей. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

_ Примечание. _ Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителей.

_ Примечание. _ Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет тве́рдь». Аллилуия, глас 4-й: «Испове́дят Небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в Це́ркви святы́х»; стих: «Бог прославля́емь в сове́те святы́х». Причастен: «Ра́дуйтеся, пра́веднии...».

Апостол и Евангелие – святителей (рядовые чтения переносятся на вторник 29 января).

Поется «Достойно есть...».

206 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.