23 января 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 23 января 2020 года
Четверг. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Ни́сского. Прп. Дометиа́на, еп. Мелити́нского. Свт. Феофа́на, Затворника Вы́шенского.
Прп. Маркиа́на пресвитера. Прп. Павла Коме́льского (Обно́рского).
Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана82 в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие83 и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А), а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В)84.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–94. Лит. – Иак., 51 зач., I, 19–27. Мк., 45 зач., X, 17–27.
Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7–11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1–85.
А. На великой вечерне 85 «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофа́не богому́дре…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепета́ше рука́ Крести́телева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория).
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне86 стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаже́нне отче Феофа́не...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Ду́се и огни́…» (см. в службе свт. Григория).
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата87. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст88.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Непостижи́мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория).
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Непостижи́мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявле́ния время…» (см. в службе свт. Григория).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прему́дрый учи́телю…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необори́мая Предста́тельнице…»89. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благодать…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Иису́су ро́ждшуся…» (см. в службе свт. Григория).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Яви́ся Спас...» (см. в службе свт. Григория).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (первая стихира – дважды)90. «Слава» – святителя, глас тот же: «Благоче́стия му́дрый…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крести́выйся...».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
_ Примечание. _ Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.).
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
Б. На вечерне кафизма 12-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 5-й – 3, и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Прему́дрости сло́во твое́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Трепета́ше рука́ Крести́телева…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Житие́ Боже́ственно…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Тебе, в Ду́се и огни́…».
По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, ин кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Пра́выя ве́ры…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…».
По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святых. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом) и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крести́выйся...».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святых; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак праздника, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святых.
Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу́).
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
В. На великой вечерне 91 «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5-й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1-й: «Отче Феофа́не богому́дре…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепета́ше рука́ Крести́телева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория).
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – свт. Феофана, глас 5-й: «Преблаже́нне отче Феофа́не…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Ду́се и огни́…» (см. в службе свт. Григория).
По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата92. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст93.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижи́мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория).
По 2-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижи́мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявле́ния время…» (см. в службе свт. Григория).
Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прему́дрый учи́телю…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необори́мая Предста́тельнице…»94. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благодать…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос свт. Григория, глас 1-й, ин кондак свт. Григория, глас 2-й; седален свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас 1-й.
По 6-й песни – кондак и икос свт. Феофана, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Феофана. «Слава» – светилен свт. Григория, «И ныне» – светилен праздника: «Яви́ся Спас...» (см. в службе свт. Григория).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (со славником)95. «Слава» – свт. Григория, глас 1-й: «Пра́выя ве́ры…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари свт. Феофана и свт. Григория читаются попеременно. Кондаки праздника и свт. Феофана читаются попеременно.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), свт. Феофана, песнь 3-я – 4 и свт. Григория, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крести́выйся...».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен – праздника, глас 4-й: «Благослове́н гряды́й во И́мя Госпо́дне...», стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви...»; и святителей, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем...».
Аллилуиарий – праздника, глас 4-й: «Принеси́те Го́сподеви...», и святителей, глас 2-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся...».
Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу́).
Задостойник праздника.
Причастен – праздника: «Яви́ся благода́ть Бо́жия...», и святителей: «В па́мять ве́чную...».
Отпуст: «Иже во Иордане...».
82 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625.
83 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
84 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
85 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.
86 Если в честь свт. Феофана совершается всенощное бдение:
На литии – стихира храма и стихиры святителя. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника.
На стиховне – стихиры праздника. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника.
По Трисвятом – тропарь святителя (дважды) и праздника (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия).
87 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.
88 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.
89 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).
90 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».
91 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.
92 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.
93 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.
94 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).
95 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».