11 января 2021 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Странно, что 100-рублёвая купюра нам кажется такой большой, когда мы ее оставляем в церкви, и такой малой, когда мы оставляем её на рынке. Странно, что час, проведённый за чтением молитв, поминая Бога, нам кажется таким долгим, а час, проведенный у телевизора, таким коротким. Странно, что, читая молитву, мы едва собираемся с мыслями, тогда как в разговоре с приятелем это для нас не составляет никакого труда. Странно, что мы так радуемся, когда объявляют дополнительное время футбольного матча, и жалуемся, когда проповедь затягивается дольше обычного. Странно, что нам так трудно заставить себя прочитать хотя бы одну главу Библии, и так легко мы читаем сто страниц полюбившегося романа. Странно, что в концертном зале люди стремятся в первые ряды, а в церкви — в последние. Странно, что нам так трудно выучить одну молитву, и мы так легко запоминаем и пересказываем слухи. Странно, что мы так легко верим в написанное в газетах, и нам так трудно полностью уверовать в написанное в Слове Божьем. Странно, что каждый из нас желает войти в Рай и не хочет утруждать себя стараниями для его обретения. Странно, что почти каждый из нас одновременно является и судьёй и адвокатом: когда речь идёт о чужих грехах — ты судья, а когда речь идёт о собственных грехах — ты адвокат. Странно, что, прочитав эти строки, почти каждый из нас посчитает их актуальными для других и не имеющими отношения к самому себе.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 11 января 2021 года
Понедельник. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Марке́лла, игумена обители «Неусыпа́ющих».
Прпп. Марка и Фео́фила Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Васили́ска Сибирского 98.
Служба святых не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства.
Порядок чтений, согласно календарю:
На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «И́род пребеззако́нный…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Пресла́вное та́инство…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Иису́су ро́ждшуся…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Го́споди, в Вифлее́м прише́д…».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Отпуст: «Иже в верте́пе родивыйся...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь мучеников, глас 1-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобного.
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален мучеников, глас 4-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.
_ Примечание. _ Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 6-й: «В Вифлее́ме ро́ждшуся...», и о кондаке преподобного, глас 8-й: «Яко звезда́...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 293) эти тексты также отсутствуют.
По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры мучеников, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Зря́щи Тя, тварь вся…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – праздника, глас тот же: «Ны́не на земли́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Усты́ приснопла́менными…».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Отпуст 1-го часа: «Иже в верте́пе родивыйся...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари мучеников и преподобного читаются попеременно. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны праздника, песнь 7-я – 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 6-я – 4.
На входе: «…рождейся от Девы…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь мучеников, тропарь преподобного. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак праздника. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и мучеников.
Апостол и Евангелие – дня и мучеников.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже в верте́пе родивыйся...».
98 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прп. Васили́ску Сибирскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5237172.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/431).