9 декабря 2020 - Православный Церковный календарь

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

В Париже жил один богатый купец и хороший человек, по прозванию Джианнотто ди Чивиньи, ведший обширную торговлю сукнами. Он был в большой дружбе с одним очень богатым евреем, по имени Авраам, также купцом и очень честным и прямым человеком. Джианнотто, зная его честность и прямоту, сильно сокрушался о том, что душа этого достойного, мудрого и хорошего человека, по недостатку веры, будет осуждена. Поэтому он принялся дружески просить его оставить заблуждения иудейской веры и обратиться к истинной христианской...Как он упорствовал, так и Джианнотто не переставал убеждать его, пока, наконец, еврей, побежденный этой настойчивостью, сказал: "Хорошо, Джианнотто, ты хочешь, чтобы я сделался христианином, и я готов на это, но с тем, что сперва отправлюсь в Рим, дабы там увидать того, кого ты называешь наместником Бога на земле, увидать его нравы и образ жизни, а также его братьев кардиналов; если они представятся мне таковыми, что по ним и из твоих слов я убеждусь в преимуществе твоей веры над моею, как это ты старался мне доказать, то я поступлю, как тебе сказал; коли нет, я как был, так и останусь евреем".Выслушав это, Джианнотто был крайне опечален, говоря про себя: "Пропали мои труды даром, а между тем я думал употребить их с пользой, воображая, что уже обратил его. И в самом деле, если он отправится к римскому двору и насмотрится на порочную и нечестивую жизнь духовенства, то не только не сделается из еврея христианином, но если бы и стал христианином, наверно перешел бы снова в иудейство". Еврей сел на коня и поспешно отправился ко двору в Рим. Прибыв туда, он был с почетом принят своими единоверцами евреями и жил там, не говоря никому о цели своего путешествия, осмотрительно наблюдая образ жизни папы, кардиналов и других прелатов и всех придворных... Полагая, что он достаточно насмотрелся, он решил возвратиться в Париж, что и сделал.Едва Джианнотто узнал, что он приехал, он пошел к нему, ни на что столь мало не рассчитывая, как на то, чтоб он стал христианином. Они радостно приветствовали друг друга, а когда еврей отдохнул несколько дней. Джианнотто спросил его, какого он мнения о святом отце, кардиналах и других придворных. На это еврей тотчас же ответил: «Худого я мнения, пошли им Бог всякого худа! Говорю тебе так потому, что, если мои наблюдения верны, я не видел там ни в одном клирике ни святости, ни благочестия, ни добрых дел, ни образца для жизни или чего другого, а любострастие, обжорство, любостяжание, обман, зависть, гордыня и тому подобные и худшие пороки (если может быть что-либо хуже этого) показались мне в такой чести у всех, что Рим представился мне местом скорее дьявольских, чем Божьих начинаний. Насколько я понимаю, ваш пастырь, а следовательно, и все остальные со всяким тщанием, измышлением и ухищрением стараются обратить в ничто и изгнать из мира христианскую религию, тогда как они должны были бы быть ее основой и опорой. И так как я вижу, что выходит не то, к чему они стремятся, а что ваша религия непрестанно ширится, являясь все в большем блеске и славе, то мне становится ясно, что Дух Святой составляет ее основу и опору, как религии более истинной и святой, чем всякая другая. А потому я, твердо упорствовавший твоим увещаниям и не желавший сделаться христианином, теперь говорю откровенно, что ничто не остановит меня от принятия христианства. Итак, идем в церковь и там, следуя обрядам вашей святой веры, окрести меня». Боккаччо, Декамерон, Новелла 2 (1352–1354 гг.)

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 9 декабря 2020 года

Среда. Прп. Али́пия сто́лпника. Аллилуия.

Свт. Инноке́нтия, еп. Ирку́тского. Освящение церкви вмч. Гео́ргия в Киеве 73.

Прпп. Афана́сия и Феодо́сия Черепове́цких.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прп. Али́пия сто́лпника не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А).

Порядок чтений, согласно календарю: 1 Тим., 287 зач., V, 22 – VI, 11.   Лк., 90 зач., XVIII, 15–17, 26–30.

А. На вечерне кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Своего́ А́гнца...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Воздви́жена яко ви́де…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Твое́ предста́тельство...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Твое́ предста́тельство...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «У Креста́ Твоего́…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пречи́стая Богоро́дице...».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобного; кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

_ Примечание. _ Если под четверг (27 ноября) будет совершаться всенощное бдение, то Апостол и Евангелие – дня и четверга.

Б. Порядок аллилуйной службы см. 2 июня; особенности ее см. 3 июня.

На вечерне кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника). Стихиры Богородицы на «Господи, воззвах» см., например, в Минее 8 декабря, в службе прп. Пата́пия, глас 1-й: «Нетле́нно родила́ еси...», «Всепе́тая Влады́чице...», «Увы́ мне, что бу́ду...».

На утрене кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.

_ Примечание. _ Если под четверг (27 ноября) будет совершаться всенощное бдение, то на изобразительных Апостол и Евангелие – дня и четверга.

Кондаки на изобразительных в следующем порядке:

В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.

73 «Слу́жба его́ [вмч. Георгия Победоносца, – Сост.] пое́тся, иде́же храм его́» (Типикон, 26 ноября).