22 ноября 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Один мирянин решил обратиться к старцу Паисию Афонскому, чтобы рассказать об одном искушении. Когда он общался с товарищами, имеющими гордый образ жизни, то и сам вынужден был вести себя подобно им. И сколько сил ни прилагал, не мог изменить этого положения дел. Пока он рассуждал, как лучше задать вопрос, пришел один паломник и принес старцу в подарок прекрасный арбуз. Паисий взял его со словами: — Поскольку ты принес мне арбуз, одолжи и нож твой, чтобы нам разрезать, и я скажу вам «тайну», как стали арбузы сладкими и вкусными! Паломник дал ему нож, и старец начал разрезать арбуз на доли и давать каждому по куску. Когда дошла очередь до мирянина, у него было предчувствие, что то, что он услышал бы, относилось к нему и имело отношение к проблеме, которая его занимала. И старец, посмотрев на него своим спокойным и проницательным взглядом, слегка улыбаясь, сказал: — Если посадим рядом арбуз и тыкву, то произойдет следующее: тыква заберет всю сладость от арбуза, и арбуз станет невкусным и несладким, тогда как тыква, сколько бы ни приняла сладости, всегда останется тыквой. По этой причине, если хотим иметь сладкий и вкусный арбуз, нужно держать его подальше от тыквы. Сказав это, старец дал паломнику прекраснейший ответ: он помог ему таким способом понять, что друзей нужно выбирать с разбором.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 22 ноября 2020 года
Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матро́ны. Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослу́шница».
Прп. Феокти́сты.
Свт. Некта́рия Эгинского, митр. Пентапо́льского, чудотворца 25 . Сщмч. Дими́трия _ Русинова _ пресвитера 26.
Служба мчч. Ониси́фора, Порфи́рия и прп. Матро́ны не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (Б). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (А)27.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8. Лит. – Еф., 221 зач., II, 14–22. Лк., 39 зач., VIII, 41–56.
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, и Богородицы, глас 1-й и глас 4-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 7-й: «Егда́ трапеза́рь Дохиа́рский…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ма́ти у́бо…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На литии стихиры Богородицы, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 7-й: «Ми́лостива, Благопребы́тна и Скоропослу́шна…» (см. на литии).
На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «О, мно́гих Твои́х чуде́с…».
По Трисвятом – тропарь Богородицы («Скоропослушницы»), глас 4-й (трижды)28.
_ Примечание. _ Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы («Скоропослушницы»), глас 4-й (единожды)29.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы («Скоропослушницы»), глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные30.
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 2-й: «Вчера́ воспе́ Свята́я Це́рковь…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 3-й: «Яко многосве́тлая луна́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас 8-й: «Благогове́йно обстоя́ще…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й; седален Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и Богородицы, глас 5-й и глас 3-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки Богородицы и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.
На входе: «...Воскресы́й из мертвых...».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы («Скоропослушницы»). «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Богородицы («Скоропослушницы»).
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.
_ Примечание. _ В храме святого тропари и кондаки по входе можно петь в порядке, указанном для храма Господского и Богородицы31.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.
По «Изрядно…» поется «Достойно есть».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, мучеников, глас 8-й – 3, и преподобной, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 2-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 7-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Укроти́ пло́ти моея́ стремле́ния...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Под кров Твой...».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (единожды), тропарь мучеников, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобной, глас 8-й32, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные33.
Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, мучеников на 4 и преподобной на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й, кондак и икос преподобной, глас тот же; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобной, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й, светилен мучеников. «Слава» – светилен преподобной, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 834. «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобной. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 8.
На входе: «...Воскресы́й из мертвых...».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь мучеников, тропарь преподобной; кондак мучеников. «Слава» – кондак преподобной, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобной; кондак воскресный, кондак мучеников. «Слава» – кондак преподобной, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобной; кондак воскресный, кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – кондак преподобной, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.
Апостол и Евангелие – дня.
По «Изрядно…» поется «Достойно есть».
25 В текущем году исполняется 100 лет со дня преставления свт. Некта́рия Эгинского, митр. Пентапо́льского, чудотворца (1920).
26 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака сщмч. Дими́трию Русинову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5445871.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/464).
27 Ср.: Минея, 23 июня, «А́ще ли прилучи́тся Сре́тение Богоро́дицы в Неде́лю»; Типикон, 27 ноября, «Потре́бно есть ве́дати и сие́, яко а́ще случи́тся пра́здник Пресвяты́я Богоро́дицы, честна́го Ея́ Зна́мения: и свята́го великому́ченика Иа́кова Пе́рсскаго, в Неде́лю».
28 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потре́бно есть ве́дати и сие́, яко а́ще случи́тся пра́здник Пресвяты́я Богоро́дицы, честна́го Ея́ Зна́мения: и свята́го великому́ченика Иа́кова Пе́рсскаго, в Неде́лю».
29 Ср.: Минея, 23 июня, «А́ще ли прилучи́тся Сре́тение Богоро́дицы в Неде́лю».
30 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».
31 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потре́бно есть ве́дати и сие́, яко а́ще случи́тся пра́здник Пресвяты́я Богоро́дицы, честна́го Ея́ Зна́мения: и свята́го великому́ченика Иа́кова Пе́рсскаго, в Неде́лю».
32 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 75 об.–76) указывают тропарь преподобной, глас 8-й: «В тебе́, ма́ти...».
33 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».
34 Типикон умалчивает о хвалитных стихирах преподобной, глас 2-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 84) эти стихиры также отсутствуют.