14 ноября 2020 - Православный Церковный календарь

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Жила-была в одном городе женщина — красивая, но бесчестная. Градоправитель полюбил ее и предложил ей руку и сердце, но с тем условием, чтобы впредь она вела себя непорочно. Женщина дала клятвенное обещание и вскоре сделалась супругой правителя. Прежние ее любовники, узнав об этом, опечалились и однажды решили выманить ее из дома. «Подадим ей знак свистом, она к нам выйдет, и правитель ничего не узнает», — сказали они. Как задумали, так и сделали. Но женщина, услышав знакомый условный свист, убежала во внутренние покои, заткнув уши. А вот и толкование этой притчи: красивая, но потерявшая честь женщина — душа, правитель — Христос, супружество — покаяние, свист — соблазны мира, свистящие любовники — демоны и страсти, внутренние покои — жизнь по заповедям Господним. Если душа будет постоянно прибегать к Богу, то демоны и страсти, убоявшись, удалятся от нее. О, если бы наша душа таким же образом прибегала всегда к Богу!

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 14 ноября 2020 года

Суббота. Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских.

Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

Бессребреников: 1 Кор., 153 зач., XII, 27 – XIII, 8.   Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1, 5–8.

Ряд.: 2 Кор., 185 зач., VIII, 1–5.   Лк., 36 зач., VIII, 16–21.  

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры бессребреников, глас 6-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – бессребреников, глас тот же: «Безконе́чна есть святы́х благода́ть…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Щито́м ве́ры…», 3-й – тот же, 4-й: «О земны́х всех…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – бессребреников, глас 6-й: «Всегда́ иму́ще Христа́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никто́же, притека́яй к Тебе́...».

По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь бессребреников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), бессребреников (1-й канон, глас 6-й) на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.

_ Примечание. _ О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), бессребреников (1-й канон, глас 6-й) на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон бессребреников (1-й канон, глас 6-й) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален бессребреников, глас 8-й (дважды)2. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен бессребреников. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры бессребреников, глас 1-й и глас 2-й – 4. «Слава» – бессребреников, глас 4-й: «Исто́чник исцеле́ний…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, прибе́жище христиа́н...».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет…». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Благослове́но во́инство…», 2-й: «Страстоно́сцы Твои́, Го́споди…», 3-й: «Святи́и му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов); стих: «Се что добро́ или́ что красно́…», и стихира бессребреников, глас 6-й: «Све́тлая и просвеще́нная…». «Слава» – бессребреников, глас 8-й: «Кто не удиви́тся…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пречи́стая...».

На часах – тропарь и кондак бессребреников.

На Литургии блаженны бессребреников, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и Октоиха – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь бессребреников; кондак храма, кондак бессребреников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь бессребреников; кондак бессребреников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен3 – бессребреников и дня.

Апостол и Евангелие – бессребреников и дня.

1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

2 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).

3 Причастны бессребреников и дня совпадают.