18 июля 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Один сельский шутник на ветку высокой ольхи, стоящей на берегу реки, повесил кувшин. Односельчане, которые часто приходили туда рыбачить, увидели в воде отражение кувшина и начали рассказывать в селе, что на дне реки лежит кувшин с золотом. Многие ныряли в воду, пытались достать кувшин, но, увы, не могли отыскать его на дне, хотя отчётливо видели этот кувшин с берега. Как-то мимо проходил путник и, увидев их тщетные старания, спросил: — Что вы там ищете? Сельчане объяснили ему, что они ищут кувшин с золотом. Путник, улыбнувшись, сказал: — Этот кувшин висит у вас над головой, а вы ищете его на дне реки.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 18 июля 2020 года
Суббота. Обре́тение честны́х моще́й прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты.
Прп. Афана́сия Афо́нского.
Иконы Божией Матери, именуемой «Домострои́тельница» («Эконо́мисса»).
Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Обре́тения мощей прп. Се́ргия Ра́донежского (А), а также порядок соединения полиелейной службы прп. Се́ргия Ра́донежского со славословной службой прмц. Елисаве́ты (Б)5.
Полиелейная служба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6 июля.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1–10. Мф., 62 зач., XV, 21–2871.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, вси ве́рнии…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.
На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка...».
Кафизмы 16-я и 17-я6. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «Ми́лостивому Христо́ву уго́днику…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомы́сленно и непостижи́мо есть…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8-й: «Преподо́бне о́тче…».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
_ Примечание. _ При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)7.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Днесь, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка...».
На часах – тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня8.
Апостол и Евангелие – преподобного и дня.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: преподобного, глас 4-й – 4, и преподобномученицы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Прииди́те, вси ве́рнии…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.
На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобномученицы, глас 6-й: «Благода́ть Бо́жию…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель...».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка...».
Кафизмы 16-я и 17-я9. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «Ми́лостивому Христо́ву уго́днику…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомы́сленно и непостижи́мо есть…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8-й: «Преподо́бне о́тче…».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и преподобномученицы на 4.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и преподобномученицы на 4.
_ Примечание. _ При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)10.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак преподобномученицы, глас 2-й11; седален преподобного, глас 8-й. «Слава» – седален преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «От А́нны пра́ведныя процве́тши, Де́во...».
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» – светилен преподобномученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Вои́стинну, Богоро́дице...».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и преподобномученицы, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Днесь, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка...».
На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондаки преподобномученицы и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобномученицы, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь преподобномученицы; кондак преподобного. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь преподобномученицы; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен12 – преподобного и преподобномученицы.
Апостол и Евангелие – преподобного, преподобномученицы и дня.
5 Службу прмц. Елисаветы можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая преподобномученице Российстей XX века единей» (С. 380–389), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща преподобномученице Российстей XX века единей» (С. 111–124). Тропарь и кондак прмц. Елисаветы см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 346.
6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
7 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).
8 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.
9 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
10 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).
11 Икос (глас 4-й) см. в общей службе.
12 Причастны преподобного и преподобномученицы совпадают, поэтому возможно пение причастна дня (субботы) после причастна святых (см.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).