22 июня 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Молодой монах пришел за советом к авве Моисею.– Отче, – сказал он, – я понимаю, как можно согрешить зрением, слухом, вкусом или осязанием. Но как можно согрешить обонянием?– Если совать нос в чужие дела, – отвечал старец.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 22 июня 2020 года
Понедельник. Свт. Кири́лла, архиеп. Александри́йского. Прп. Кири́лла, игумена Белоезе́рского. Прав. Алекси́я Московского 44.
Прп. Александра, игумена Ку́штского.
Служба свт. Кири́лла, архиеп. Александри́йского, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения шестеричной службы свт. Кири́лла, архиеп. Александри́йского, в соединении со славословной службой прп. Кири́лла, игумена Белоезе́рского, и службой Октоиха (Б), и порядок совершения полиелейной службы прав. Алекси́я Московского (В).
Порядок чтений, согласно календарю:
Рим., 94 зач., VII, 1–13. Мф., 34 зач., IX, 36 – X, 8.
Прп. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2351.
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благи́й ра́бе ве́рный...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельски воспои́м...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельски воспои́м...».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ра́дуйся, А́нгелом Ра́дость...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ра́дуйся, А́нгелом Ра́дость...».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святителя на 6.
_ Примечание. _ В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельское сло́во...».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ра́дуйся, врата́ Царя́ Сла́вы...».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны Октоиха – 4 и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь святителя; кондак дня, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня, кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельски воспои́м...».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и святителя на 4.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «И́же на престо́ле...».
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи: «И́же Твоего́, Непоро́чная Богоро́дице...».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й и глас 2-й – 4 (со славником). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельское сло́во...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».
На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак преподобного. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и святителя45.
Апостол и Евангелие – дня, преподобного (под зачало) и святителя.
В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры праведного, глас 5-й, глас 6-й и глас 4-й – 6 или 8. «Слава» – праведного, глас 2-й: «Избра́нниче Бо́жий…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии праведного – 3.
На стиховне стихиры праведного, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – праведного, глас 2-й: «Егда́ на Христа́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго…».
По Трисвятом – тропарь праведного, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праведного, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праведного (по дважды).
Полиелей. Величание праведного и избра́нный псалом. Седален праведного по полиелее, глас 6-й: «Жите́йская волне́ния...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Со Арха́нгелом Де́ве принесе́м...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праведного, глас 4-й: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́»; стих: «Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́». Евангелие – праведного (Мф., зач. 11). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго праведнаго Алекси́я…». Стихира праведного, глас 6-й: «Днесь наста́ светоно́сное торжество́!..».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8.
_ Примечание. _ У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – ин кондак праведного, глас 2-й: «Ве́лия труды́...»; седален праведного, глас 8-й: «Яви́ Госпо́дь...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «О Ма́ти Бо́га Сло́ва...».
По 6-й песни – кондак и икос праведного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праведного: «Во све́те незаходи́мем...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду): «Благода́тная Богоро́дице Де́во...».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праведного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – праведного, глас тот же: «Богоуго́дне и пра́ведне пожи́в…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́!..».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праведного, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...».
На часах – тропарь праведного. Кондаки праведного читаются попеременно.
На Литургии блаженны праведного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь праведного; кондак праведного. «Слава» – ин кондак праведного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь праведного; кондак храма, кондак праведного. «Слава» – ин кондак праведного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праведного.
Апостол и Евангелие – дня и праведного (Евр., зач. 311; Мф., зач. 11).
44 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Алекси́ю Московскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/420).
45 Причастны преподобного и святителя совпадают, поэтому возможно пение причастна дня (понедельника) перед причастном святых.