19 июня 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы видимо и начали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Еще бы немного – и они вышвырнули бы его вон.Видя крайнюю беду, старец воззвал: – Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: – Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, а сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь.Сказав это, Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам дает урок: не барахтаться со страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 19 июня 2020 года
Пятница. Прп. Виссарио́на, чудотворца Египетского. Прп. Иларио́на Нового. _ Прп. Варла** а́ ма Х у́ **тынского _ (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста; службу зри 6 ноября) . Аллилуия.
Прп. Паи́сия У́гличского. _ Таб** ы́ **нской иконы Божией Матери _ (переходящее празднование в 9-ю пятницу по Пасхе)20.
Свт. Ио́ны, еп. Великопе́рмского. Прп. Ио́ны Климене́цкого.
По Уставу, совершается аллилуйная служба (прп. Виссариона и прп. Илариона) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прп. Виссариона и прп. Илариона не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Варлаа́ма Ху́тынского21 в соединении со службой Октоиха (В).
_ Примечание. _ Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).
Порядок чтений, согласно календарю:
Рим., 90 зач., V, 17 – VI, 2. Мф., 31 зач., IX, 14–17.
Прп. Варлаама: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2349.
А. На вечерне кафизма 15-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Виссариона, глас 8-й – 3, и прп. Илариона, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Распина́ема Христа́ Человеколю́бца...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная...».
По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».
Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), прп. Виссариона на 4 и прп. Илариона на 4.
_ Примечание. _ О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Илариона).
По 3-й песни – кондак прп. Илариона, глас 2-й; седален прп. Виссариона, глас 1-й. «Слава» – седален прп. Илариона, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак прп. Виссариона, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Не терплю́, Ча́до, ви́дящи Тя на Дре́ве усну́вша...».
По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́...».
На часах – тропарь преподобных. Кондаки прп. Илариона и прп. Виссариона читаются попеременно.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобных; кондак прп. Виссариона, кондак прп. Илариона. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».
В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобных; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак прп. Виссариона, кондак прп. Илариона. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобных; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак прп. Виссариона, кондак прп. Илариона. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. Порядок аллилуйной службы (прп. Виссариона и прп. Илариона) см. 2 июня; особенности ее см. 3 июня.
На вечерне кафизма 15-я.
На утрене кафизмы 19-я и 20-я.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак прп. Виссариона, кондак прп. Илариона. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак прп. Виссариона, кондак прп. Илариона. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак храма, кондак прп. Виссариона, кондак прп. Илариона. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.
В. На вечерне кафизма 15-я.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.
_ Примечание. _ В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестно́е и свято́е те́ло твое́…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
На часах – тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и преподобного.
Апостол и Евангелие – дня и преподобного.
20 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2016 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Божией Матери в честь иконы Ее «Табы́нская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4727083.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/381). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 477–478.
21 См.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 131–147.