22 мая 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Святитель Иннокентий Московский (Вениаминов) объяснял своим прихожанам, как найти путь в Царствие Небесное, притчей: – Представь, что сверх всякого ожидания ты вдруг оказался единственным наследником твоего богатого дальнего родственника. Этот родственник перед своей смертью завещал тебе свою роскошную дачу на вершине живописной горы. Любя одиночество, этот родственник не строил дороги к своей даче, а сам добирался к ней по тропинке. Чтобы помочь тебе войти во владение дачей, он оставил тебе карту горы, отметив на ней нужную тропинку. Таким образом, чтобы добраться до завещанной дачи, тебе надо держаться именно той тропинки, которую отметил любивший тебя родственник. Нечто подобное предстоит сделать и нам, желающим дойти до Небесной обители, уготованной нам Господом Иисусом Христом. Надо хорошо узнать, какой путь ведет к ней, как не сбиться, чего следует остерегаться и так далее. Наша карта – это Священное Писание и православные книги; лесничие – это пастыри Церкви, обязанностью которых является помогать верующим и вести их по направлению к раю. Провизия – это благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы. Возможно, что местами тропинка, ведущая к раю, окажется узкой, заросшей кустами и трудной для путешествия, в то время как другие дорожки будут казаться более широкими и удобными. Но лучше не доверяйся тому, что кажется. Господь Иисус Христос и Его апостолы неоднократно предупреждали, что только один путь, который указан в Евангелии, доходит до Царствия Небесного.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 22 мая 2020 года
Пятница 5-й седмицы по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар.
Прор. Иса́ии. Мч. Христофо́ра. Прп. Ши́о Мгви́мского.
Полиелейная или бденная служба свт. Николая совершается вместе со службой Триоди.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Деян., 36 зач., XV, 5–34. Ин., 37 зач., X, 17–28.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и святителя, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телей удобре́ние…», «И ныне» праздника Триоди, глас тот же: «При студенце́ Иа́ковли…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благи́й ра́бе ве́рный…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Егда́ яви́лся еси…» (см. на стиховне утрени).
На стиховне стихиры святителя, глас 4-й (со своими припевами)39. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».
_ Примечание. _ «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален40.
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Удиви́л еси, Влады́ко…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Нечи́стых помышле́ний...»41.
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 1-й: «Освя́щ себе́ житие́м…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 1-й: «Безневе́стная Чи́стая…»42. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу́). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий…».
Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя: «Вели́ка чудеса́ твоя́...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 443. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Востру́бим трубо́ю…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).
_ Примечание. _ Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)44, и святителя, глас 1-й и глас 2-й – 3. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Востру́бим трубо́ю…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе: при всенощном бдении – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни); при полиелее – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те...», и святителя: «В па́мять ве́чную...».
39 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
40 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
41 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
42 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
43 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
44 См. предыдущую сноску.