6 мая 2020 - Православный Церковный календарь

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

* * *

Одному святителю задали три вопроса: – Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека? Он так на них ответил: – Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни – величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство. Забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека. Потому что душа – величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе. Ожидание смерти – величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру. – Батюшка, кому ставить свечку, если я родилась в год змеи? – Великомученику Георгию Победоносцу.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 6 мая 2020 года

Среда 3-й седмицы по Пасхе. Вмч. Гео́ргия Победоно́сца.

И́верской иконы Божией Матери (службу зри 12 февраля и 13 октября)111.

Мц. царицы Александры.

Бденная служба вмч. Георгия Победоносца совершается вместе со службой Триоди (см. Типикон, 23 апреля).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Лк., 63 зач., XII, 2–12. Лит. – Деян., 19 зач., VIII, 18–25. Ин., 21 зач., VI, 35–39.

Вмч.: Деян., 29 зач., XII, 1–11.   Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и великомученика, глас 4-й – 5. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Досто́йно и́мени…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мироно́сицы жены́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3.

На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й и глас 4-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Возсия́ весна́…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Тебе́, оде́ющагося…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры великомученика, глас 4-й (со своими припевами)112. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Разу́мнаго адама́нта…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Проси́ Ио́сиф…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель...» (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель...», «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ко гро́бу Твоему́, Спа́се…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)113. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален великомученика, глас 1-й: «Се возсия́ благода́ти весна́…». «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же: «Во́инство, е́же на земли́…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ко гро́бу Твоему́, Спа́се…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 1-й: «Ма́терь Тя Бо́жию...».

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 3-й: «Любо́вию горя́щею...». «Слава» – ин седален великомученика по полиелее, глас 4-й: «Возде́лав приле́жно…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ко гро́бу Твоему́, Спа́се…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Сло́во О́тчее…»114. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами страстоте́рпца…»115. Стихира великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…».

Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисе́йскую песнь…» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и великомученика (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц); седален великомученика, глас 8-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц).

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика. «Слава» – ин светилен великомученика, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «Жены́, услы́шите…» (см. в Неделю мироносиц).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры великомученика, глас 2-й – 4116. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Да помава́ют пра́ведная…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Со стра́хом приидо́ша…» (см. на хвалитех)117.

_ Примечание. _ Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом118: стихиры праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, без стиховных припевов)119, и великомученика, глас тот же – 3. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Да помава́ют пра́ведная…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Со стра́хом приидо́ша…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом120 – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель...», «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На 1-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь великомученика. На 3-м часе – тропарь: «Егда снизшел еси…»; «Слава» – тропарь великомученика. На 6-м часе – тропарь: «Мироносицам жена́м…»; «Слава» – тропарь великомученика. На 9-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки праздника Триоди и великомученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны121 праздника Триоди, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», тропарь воскресный: «Егда снизшел еси…», тропарь праздника: «Мироносицам жена́м…», тропарь храма Богородицы, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».

_ Примечание. _ Тропарь и кондак храма святого не поются, так как совершалось всенощное бдение.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю мироносиц) и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те...», и великомученика: «В па́мять ве́чную...».

_ Примечание. _ «На трапе́зе утеше́ние бра́тии» (Типикон, 23 апреля).

111 Празднование в честь второго обре́тения списка Иверской иконы Божией Матери внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года и согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года.

112 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

113 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

114 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

115 Ср.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава: «А́ще ли случи́тся великому́ченика Гео́ргия во еди́н от дней Све́тлыя неде́ли».

116 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

117 См. следующую сноску.

118 Если святой полиелейный (и выше), то, согласно общему уставу, на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

119 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

120 Допустимы также следующие варианты пения тропарей в конец утрени: 1) тропарь воскресный, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…», «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель...», «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…»; 2) тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель...», «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (ср.: Богослужебные указания на 1955 год. М., 1954. С. 172); 3) тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель...», «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…» (ср.: Богослужебные указания на 1957 год. М., 1956. С. 168).

121 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.