20 апреля 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Так говорили две свечи
– Жаль мне тебя, – сказала незажженная свеча своей зажжённой подруге. – Короток твой век. Ты все время горишь, и скоро от тебя ничего не останется. Я много счастливее тебя. Я не горю и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены. Отвечала горящая свеча: – Я нисколько не жалею, что горю. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Да, воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль догорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; делаю дома людей светлее и уютнее; радую ребенка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажженная моя сестра. Жалка твоя участь. Зачем ты существуешь? Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя – огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, какая польза от тебя? Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении – жизнь, а в спячке – смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоем сохранном бездействии, и не начинала существовать; так ты и умрешь, не начав. А жизнь пройдет мимо.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 20 апреля 2020 года
Понедельник Светлой седмицы. _ Сплошная седмица. _
Прп. Гео́ргия, еп. Мелити́нского. Прп. Дании́ла Переясла́вского.
Утреню и вечерню во все дни _ Пасхальной седмицы _ в монастырях иерей совершает в мантии, епитрахили (и, по традиции, в поручах), а в приходских храмах – в фелони, епитрахили (и, по традиции, в поручах)68.
Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.
Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 2 зач., I, 12–17, 21–26. Ин., 2 зач., I, 18–28.
Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Слава Святей, и Единосущней…». Поется пасхальное начало – тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» со стихами. Ектения великая.
_ Примечание. _ «И по возгла́се а́бие пое́м кано́н: Воскресе́ния день: ирмосы́ по два́жды, тропари́ же на 10, с припе́вом: Христо́с воскре́се: В Сла́ва же, и И ны́не, глаго́лем Богоро́дичны господи́на Феофа́на, и господи́на Ио́сифа. Катава́сия о́ба ли́ка вку́пе: Воскресе́ния день: И последи́: Христо́с воскре́се: три́жды. И глаго́лем сие́ во всю седми́цу вку́пе со ирмосы́ на 14» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени»).
Канон Пасхи: «Воскресения день…» со ирмосом и Богородичнами на 14 (ирмосы по дважды, тропари на 10, на «Слава» и на «И ныне» – Богородичны). Припев: «Христос воскре́се из мертвых». Библейские песни не поются.
_ Примечание. _ С понедельника пасхальный канон поется с особыми Богородичнами (творение прпп. Феофана и Иосифа). В Цветной Триоди они помещены в последовании Недели жен-мироносиц, а в изданном особой книгой «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи» печатаются в каноне на ряду в первый день Пасхи. О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, потому что с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный: ектении произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни – ирмос канона Пасхи (единожды) и «Христос воскресе…» (трижды; по обычаю, скорым распевом). Каждение, по традиции, на 1-й, 4-й, 7-й и 9-й песнях канона (во всю Светлую седмицу).
Катавасия «Воскресения день…».
По 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…».
По 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово…» и «Воскрес Иисус от Гроба…» – по трижды.
В понедельник, вторник, среду, четверг и субботу Светлой седмицы 9-я песнь поется в следующем порядке:
Диакон: «Вели́чит душа моя Воскресшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;
2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;
1-й лик: «Христос, новая Пасха…», «О, Боже́ственнаго…»;
2-й лик: тот же припев и тропарь;
1-й лик: «Ангел вопия́ше…», «О, Божественнаго…»;
2-й лик: тот же припев и тропарь;
1-й лик: «Возбудил еси, уснув…», «О, Божественнаго…»;
2-й лик: «Магдалина Мария…», «О, Пасха ве́лия…»;
1-й лик: «Ангел облиста́яй…», «О, Пасха велия…»;
2-й лик: «Христос воскресе…», «О, Пасха велия…»;
1-й лик: «Днесь всяка тварь…», «О, Пасха велия…»;
2-й лик: «Днесь Владыка плени́…», «О, Пасха велия…»;
1-й лик: «Величит душа моя Триипоста́снаго…», Богородичен: «Согласно, Дево…»;
2-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Веселися и радуйся…»;
Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).
По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…» (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 4, и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец утрени. (Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста не читается.) Ектении и отпуст пасхальный с Крестом и, по традиции, с трисвещником.
Часы Пасхи.
_ Примечание. _ В «Правиле ко Святому Причащению» (М., 1893) говорится: «Ве́домо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и Пара́клисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же, по днем седмицы, опускаются». Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются.
_ Входные молитвы _ перед Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш…» читается «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), ипакои и кондак Пасхи. Вместо покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» читаются тропари пасхальных часов: «Во гробе пло́тски…». «Слава» – «Яко Живоносец…», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное…». Затем: «Пречистому Образу Твоему покланя́емся, Благи́й…», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице…». Молитва: «Господи, ниспосли́ руку Твою…»; псалом «Вни́ду в дом Твой…»69.
На Литургии антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.
Вхо́дное Пасхи.
По входе – тропарь, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды), ипакои, глас 4-й: «Предварившия утро…». «Слава, и ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...».
Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа…».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие – дня (понедельника Светлой седмицы).
Задостойник Пасхи.
Причастен – «Тело Христово...».
Отпуст – как в первый день Пасхи.
Во всю _ Пасхальную седмицу _ после утрени (и 1-го часа) указан в Уставе крестный ход.
_ Примечание. _ «Подоба́ет ве́дати, я́ко твори́м исхожде́ние днесь вне монастыря́, преднося́ще хору́гви. В рука́х же держа́ще свято́е Ева́нгелие, честны́й Крест, и ико́ны, Воскресе́ния Христо́ва, и Пречи́стыя Богоро́дицы. Пое́м кано́н Па́схи с Богоро́дичны, на 8, катава́сия, ирмо́с то́йже. По 6-й пе́сни, последи́ Ева́нгелия70 глаго́лем: Воскресе́ние Христо́во: три́жды. Та́же, стихи́ра: Воскре́с Иису́с от гро́ба: три́жды. Та́же 7-я, 8-я и 9-я пе́сни: и про́чее моле́бна [на Святую Пасху]» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени», «зри»).
Во многих храмах крестный ход совершается в конце Литургии с пением канона Пасхи и чтением 11-ти воскресных утренних Евангелий (по очереди)71.
При совершении крестного хода вокруг храма звон полагается только во время шествия, на время остановок звон прекращается.
Если на Пасхальной седмице случится храмовый праздник или местное празднование, то следует совершать службу с полиелеем, как показано в Типиконе под 23 апреля: «А́ще ли случи́тся великому́ченика Гео́ргия во еди́н от дней Све́тлыя неде́ли», т. е. вечером должна быть одна вечерня без литии, утром – полиелей. Если необходимо совершать накануне таких дней всенощное бдение, то в этом случае следует руководствоваться Марковой главой: «А́ще случи́тся Благове́щение Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник, во вто́рник или́ в сре́ду Све́тлыя неде́ли».
Во всю Пасхальную седмицу богослужение совершается по чину, указанному в понедельник Пасхи, но Евангелие на вечерне не читается, меняются стихиры (см. в Триоди) и прокимны.
68 В некоторых храмах существует практика совершать во всю Светлую седмицу утреню не в алтаре, а на середине храма перед иконой Воскресения Христова.
69 В некоторых храмах вместо псалма «Вни́ду в дом Твой...» многократно читается тропарь Пасхи.
70 На пасхальном молебне Устав предлагает для чтения Евангелие от Луки (114 зач.) или Евангелие от Матфея (116 зач.). Ср.: Типикон, гл. 50, «Подоба́ет ве́дати, ка́ко пое́тся моле́бен на Святу́ю Па́сху»; Псалтирь следованная, «Во Святу́ю и Вели́кую Неде́лю Па́схи».
71 См. предыдущую сноску.