13 апреля 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Царство цепей
Когда-то жил в одном царстве кузнец. Он научился делать до того красивые цепи, что начал носить их на себе. Это понравилось другим кузнецам. Они тоже стали надевать на себя цепи, а за ними - и другие люди, и даже царь и его приближённые. Вскоре царь издал особый указ о всеобщем ношении цепей. Детей в школах учили, как правильно носить цепи. Искусные ювелиры изготавливали золотые, серебряные и бриллиантовые цепи. Цепи сделались высшей государственной наградой. Появились умельцы, разрабатывающие новые улучшенные цепи из различных сверхлегких сплавов. Проводились научные конференции и симпозиумы о цепях. Учёные написали новую историю царства, в которой доказывалось, что его граждане носили цепи с древнейших времён. И все же в государстве нашлись люди, которые не пожелали носить цепи. Они подвергались гонениям, их сажали в тюрьмы, и в наказание на них надевали особые цепи, причиняющие боль. Однако, погибая, они оставили своим согражданам заповедь: «Освободитесь от цепей!» Постепенно тех, кто в неё уверовал, становилось всё больше и больше. Некоторые люди полностью сняли с себя все цепи, другие лишь часть их. Освободившиеся от гнёта цепей объяснили всем, что им стало жить значительно легче. Но другие люди только недоверчиво качали головами, говорили, что быть непохожими на других – это путь не для всех, и расходились, позвякивая своими цепями. Со временем большинство населения утвердилось в понимании того, что жизнь возможна и без цепей. Тогда царь издал новый указ, оправдывающий пострадавших за отказ носить цепи. В честь этих страдальцев даже установили памятник. Но снять с себя цепи многие по-прежнему не решались – привыкли.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 13 апреля 2020 года
_ Страстн** а́ **я седмица. _ Великий Понедельник.
Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского. Свт. Инноке́нтия, митр. Московского. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея России, чудотворца (службу зри 15 июня).
Прп. Ипа́тия целебника, Печерского, в Дальних пещерах.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Календарные заметки: В Понедельник, Вторник и Среду Страстно́й седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие.
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43. Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35.
На вечерне – кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херуви́мех Носи́мый…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ве́твий и ва́ий…», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Стра́шно е́же впа́сти в ру́це Бо́га Жи́ва…».
«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон)140. Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную Страсть, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).
По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоко́вницы осужде́ние…».
Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».
По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – вместо обычных тропарей и кондаков – кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…» (см. на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время…» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть…»), и прощение от священника по обычаю. Ектения: «Помо́лимся…».
Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»), и поем «велегла́сно» тропарь, глас тот же: «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).
_ Примечание. _ В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) – по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвала́ми (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).
«И о сподо́битися нам…». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) – Мф., зач. 84 (конец – в зачале 88: «И дастся язы́ку, творя́щему плоды́ его…»). После окончания Евангелия царские врата затворяются.
Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».
Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев – во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию – ирмос трипеснца (оба лика вместе).
По 1-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…», и икос, глас тот же: «На рыда́ние ны́не приложи́м рыда́ние…». Поется ирмос 8-й песни: «Устраши́ся отроко́в…».
На 9-й песни – каждение («Честнейшую» не поем).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят…». Ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.
_ Примечание. _ «Свети́лен самогла́сен, глаго́лется три́жды [ко́сно и со сладкопе́нием – ср.: Триодь Постная]: Черто́г Твой ви́жду... Пое́тся же пе́рвее посреде́ це́ркве канона́рхом еди́ножды. Та́же Сла́ва, на кли́рос; И ны́не, на други́й. И та́ко глаго́лем во всю седми́цу» (Типикон, гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех самогласны Триоди, глас 1-й и глас 5-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Го́споди, гряды́й к страда́нию…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 5-й и глас 8-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».
«Благо есть…» (дважды). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…»; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей пред царскими вратами: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.
1-й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Зау́тра услы́ши...» (со стихами). По «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня не поминаются).
Часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
_ Примечание. _ «При часе́ 3-м дне, ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, я́коже есть обы́чай, и собра́вшеся в це́рковь, пое́м 3-й час... И пое́м час 6-й... Вку́пе же пое́м и 9-й час без кафи́змы... И пое́м Блаже́нны: Во Ца́рствии Твое́м: по обы́чаю... Присовокупля́ем же и вече́рню» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени»).
Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами. На 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9-м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…».
_ Особенности часов _
_ в первые три дня Страстн** о́ **й седмицы _
В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Перед чтением 3-го часа посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом кадит окрест Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, лики, молящихся и весь храм. Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м часе.
_ Примечание. _ «И а́бие укра́шену анало́гию, положа́т на нем верху́ свято́е Четвероева́нгелие, и двема́ лампа́дома возжже́ннома. Всем же стоя́щим открове́нными глава́ми. Свяще́нник же кади́т храм весь, и бра́тию. А на 6-м часе́ кади́т то́кмо Ева́нгелие. На 9-м же часе́ Ева́нгелие кади́т, и храм весь, и бра́тию. И та́ко чтет Ева́нгелие» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Понедельник...»).
Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.
Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м – после паримии Триоди и 2-го прокимна Триоди. Всех евангельских чтений – 9. Евангелие от Матфея читается в два приема, т. е. на 3-м и 6-м часах в понедельник. Евангелие от Марка также в два приема – в понедельник на 9-м часе и во вторник на 3-м. Евангелие от Луки читается в три приема, т. е. во вторник на 6-м и 9-м часах и в среду на 3-м. Евангелие от Иоанна читается не полностью, а до 1-го Евангелия Страстей («Ны́не просла́вися Сын Челове́ческий…») – первое чтение в среду на 6-м часе и второе на 9-м.
Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподо́битися нам слы́шанию святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподо́битися нам слышанию святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподо́битися нам…», и далее порядок тот же.
После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.
По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:
_ Понедельник _
На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12).
На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20).
На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16).
_ Вторник _
На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20).
На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39).
На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18).
_ Среда _
На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53).
На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36).
На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32).
Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее141, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:
_ Понедельник _
На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25).
На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46).
На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13).
_ Вторник _
На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13).
На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30).
На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38).
_ Среда _
На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42).
На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18).
На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32).
Изобразительны совершаются по великопостному чину. После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.)
Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.
Кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, и у́зриши блага́я Иерусали́ма», стих: «Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода, ходя́щии в путе́х Его́»; 2-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́хом вы во имя Госпо́дне», стих: «Мно́жицею бра́шася со мно́ю от ю́ности моея́».
По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, про́сти, услышим…» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие – Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня на отпусте не поминаются).
_ Примечание. _ «На трапе́зе же яди́м сухояде́ние, и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий Понеде́льник, во Вто́рник и в Сре́ду пости́тися подоба́ет» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ве́дати бо подоба́ет, я́ко и Шесты́й Вели́кий Собо́р повеле́ спаси́тельныя Стра́сти дни в посте́ и моли́тве и умиле́нии се́рдца сотворя́ти ве́рным. В полу́нощи же Вели́кия Суббо́ты оставля́ти пост, боже́ственным евангели́стом, Матфе́ю и Луце́, о́вому у́бо по́зде в суббо́ту глаго́ланием, о́вому же у́тром глубо́ким ме́длемое на́м но́щи напису́ющим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»).
Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными.
По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.)142
По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосе́рдием дви́жимь, Христе́…».
Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».
По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…» (см. на утрене Великого Вторника).
После кондака – «Господи Сил, с нами бу́ди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помо́лимся…».
140 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поско́ру глаго́лются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»).
141 См. об этом 25 февраля, в понедельник 2-й седмицы Великого поста.
142 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.