30 марта 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Растопи лёд
Однажды зимой учитель и ученик прогуливались по берегу реки. – Учитель, почему люди не понимают друг друга? – спросил ученик. – Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании, – и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить? – Пойдем со мной, – сказал учитель и пошел по льду на середину реки. – Посмотри вниз. Ты видишь здесь хоть что-то? – Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед? – Там, подо льдом, – целый мир, неведомый тебе. Растопи лед – и он станет водой, дающей жизнь целому миру. Но пролей сюда воду – она замерзнет и лишь укрепит царство льда. Тот лед, о котором ты говоришь, можно растопить только любовью. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин.17:26)
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 30 марта 2020 года
Понедельник 5-й седмицы. Прп. Алекси́я, человека Божия.
Прп. Мака́рия, игумена Каля́зинского, чудотворца.
Порядок чтений, согласно календарю:
На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 – XXXVIII, 6.
На веч.: Быт. XIII, 12–18. Притч. XIV, 27 – XV, 4.
Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 17 февраля. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 8-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры преподобного, глас 1-й – 3 (с 17 марта, прп. Алекси́я, человека Божия)60. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Неду́говавшую, Пресвята́я...».
_ Примечание. _ Славник Минеи, глас 2-й: «Ти́хое твое́, о́тче...», поется на «Господи, воззвах» в случае совпадения памяти прп. Алекси́я, человека Божия, с субботой или Неделей (см. Минея-Март. Киев, 1893. Л. 81). Учитывая совершение данной вечерни в Неделю вечера, можно считать допустимым пение стихир на «Господи, воззвах» следующим образом – стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 8-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры преподобного, глас 1-й – 3 (с 17 марта, прп. Алекси́я, человека Божия)61. «Слава» – преподобного, глас 2-й62: «Ти́хое твое́, о́тче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице...».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати́ лица Твоего…», со стихами (по обычаю).
На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Арха́нгельски воспои́м...».
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 17 февраля).
На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прпп. отцов, во обители св. Саввы убиенных (с 20 марта – четверга 5-й седмицы Великого поста).
_ Примечание. _ В богослужебных книгах предлагается два различных варианта переноса службы Минеи, совпавшей с четвергом 5-й седмицы св. Четыредесятницы. Согласно Триоди, «на повече́рии [вечером в Неделю 4-ю поста – Сост.] пое́м слу́жбу прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на» (Триодь Постная, «В Неделю [4-ю поста] вечера»). По Типикону же, «слу́жбу Мине́и прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на пое́м во вто́рник [5-й седмицы поста – Сост.] на повече́рии» (Типикон, «В ту́южде Неде́лю [4-ю поста] ве́чера»).
Таким образом, система распределения канонов Минеи на повечериях Великого поста в определенной степени зависит от следования указаниям той или иной богослужебной книги относительно службы Минеи четверга 5-й седмицы.
В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях63.
Неделя 4-я поста (вечер)
с 20 марта ( с четверга 5-й седмицы )
с 11 апреля (с Пятницы Светлой седмицы)
Понедельник 5-й седмицы (вечер)
с 22 марта (с субботы 5-й седмицы)
с 12 апреля (с Субботы Светлой седмицы)
Вторник 5-й седмицы (вечер)
с 23 марта (с Недели 5-й поста)
с 20 марта ( с четверга 5-й седмицы )
Четверг 5-й седмицы (вечер)64
с 11 апреля (с Пятницы Светлой седмицы)
с 22 марта (с субботы 5-й седмицы)
Неделя 5-я поста (вечер)
с 12 апреля (с Субботы Светлой седмицы)
с 23 марта (с Недели 5-й поста)
Среда 6-й седмицы (вечер)
с 13 апреля (с Недели Фоминой)
_ Примечание. _ Канон Богородицы на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.
Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 18 февраля.
На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я.
60 Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Март. Киев, 1893. Л. 80 об.–81). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Март. М., 2002. Ч. 2. С. 33–49) значительно дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом. В частности, на «Господи, воззвах» добавлена стихира, глас 1-й: «Дом отца́ и ма́тере...», а также три стихиры, глас 6-й.
61 См. предыдущую сноску.
62 Согласно указанию Типикона, данная стихира поется на глас 6-й. В таком случае, Богородичен по гласу «Славы», от меньших – «Арха́нгельски воспои́м...».
63 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648.
64 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава).