4 марта 2020 - Православный Церковный календарь

Преподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игумен
Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
Преподобный Лев Катанский, епископ
Благоверный князь Яросла́в Мудрый
Преподобный Агафо́н Печерский
Среда
Старый стиль20 февраля
Среда
Седмица 1 -я Великого поста
сухоядение
Великий пост
Глас 4-й
прмч. Фили́пп Валаамский, прмч. Афана́сий Валаамский, прмч. Анто́ний Валаамский, прмч. Серапио́н Валаамский, прмч. Лука́ Валаамский, прмц. Филофе́я Афинская, прмч. Васи́лий Валаамский, прмч. Се́ргий Валаамский, прмч. Корни́лий Псково-Печерский, прмч. Афана́сий Валаамский, прмч. Гела́сий Валаамский, прмч. Варлаа́м Валаамский, прмч. Само́н Валаамский, прмч. Корни́лий Валаамский, прмч. Диони́сий Валаамский, прмч. Ни́фонт Валаамский, прмч. Пи́мен Валаамский, сщмч. Садо́к Персидский, прмч. Иоа́нн Валаамский, прмч. Иоа́нн Валаамский, сщмч. Никола́й Петроградский, прмч. Пахо́мий Валаамский, прп. Лев Катанский, прмч. Васи́лий Валаамский, кн. Яросла́в Мудрый, прмч. Варлаа́м Валаамский, прп. Агафо́н Печерский, прмч. Иоа́нн Валаамский, прмч. Ти́хон Валаамский, прмч. Фео́дор Валаамский, прмч. Лео́нтий Валаамский, прп. Агафо́н Римский, прмч. Игна́тий Валаамский, прмч. Тит Валаамский, прмч. Киприа́н Валаамский, прмч. Ко́нон Валаамский, прмч. Дави́д Валаамский, прмч. Са́вва Валаамский, прмч. Фома́ Валаамский, прмч. Фео́фил Валаамский, прмч. Сильве́стр Валаамский, прмч. Ио́на Валаамский.

Евангелие дня

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 4 марта 2020 года

Среда 1-й седмицы. Прп. Льва, еп. Ката́нского.

Прмч. Корни́лия Псково-Печерского.

Прп. Агафо́на Печерского, в Дальних пещерах.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 18 февраля.

Порядок чтений, согласно календарю:

На 6-м часе: Ис. II, 3–11.

На веч.: Быт. I, 24 – II, 3.   Притч. II, 1–22.

Утреня совершается, как указано в понедельник.

Особенности: к первому Троичному тропарю окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Трипеснец состоит из 3-й, 8-й и 9-й песней.

1-я песнь канона стихословится так же, как указано во вторник (ирмос Минеи и тропари со стихами на 4).

2-я песнь не стихословится.

3-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник (поскольку соединяется с трипеснцем).

Песни с 4-й по 9-ю стихословятся как в понедельник.

По 3-й песни – седален прп. Льва, еп. Ката́нского, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак прп. Льва, еп. Ката́нского, глас 8-й (мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии).

_ Примечание. _ Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди)202.

К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Что зри́мое виде́ние…». Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 2-я, на 3-м часе – кафизма 3-я, на 6-м часе – кафизма 4-я, на 9-м часе – кафизма 5-я.

На 6-м часе 1-й прокимен, глас 4-й: «Испове́мся Тебе, Господи…»; стих: «Возвеселю́ся и возра́дуюся…». 2-й прокимен, глас 6-й: «Пра́веден Господь, и правды возлюби́…»; стих: «На Го́спода упова́х…».

Изобразительны. Подробное изложение порядка изобразительных см. 18 февраля.

В храме Господском – кондак дневной: «Вознесы́йся на Крест...», кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…», а кондак храма опускается.

Кондаки в храме Богородицы и святого – в том же порядке, что и в понедельник.

_ Образец завершения последования изобразительных _

в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)

После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Иерей возвращается в алтарь.

_ Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров _

_ Примечание. _ В традиционном издании Служебника203 указания относительно чина Литургии Преждеосвященных Даров находятся в трех главах: «Чин Боже́ственныя Литурги́и Преждеосвяще́нных», «Изъявле́ние о не́киих исправле́ниих в служе́нии Преждеосвяще́нныя Литурги́и» и «Боже́ственная Литурги́я Преждеосвяще́нных». При этом некоторые действия вошли в практику без записи. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан «Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных», где указания Служебника изложены в последовательном порядке и восполнены тем, что вошло в практику по обычаю204. В «Богослужебных указаниях» при изложении порядка Литургии учтены особенности этого издания.

Перед Литургией Преждеосвященных Даров входные молитвы совершаются так: с началом пения «Во Царствии Твоем…»205 отверзается завеса; священник и диакон боковыми дверьми выходят из алтаря к царским вратам и, сотворив перед ними три поясных поклона, совершают обычное начало и прочее последование входных молитв. Затем отходят к иконе Спасителя, читая тропарь: «Пречистому Образу Твоему…», полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон. В таком же порядке они кланяются и целуют икону Богородицы, читая тропарь: «Милосердия су́щи…». Также кланяются и целуют иконы храма и праздника (если есть). (В составе входных молитв – те же молитвы, что и на полной Литургии, за исключением: «Господи, низпосли́ руку Твою…», в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бескровной Жертвы.) По поклонении святым иконам священник и диакон, став пред царскими вратами, читают: «Осла́би, оста́ви…» и полагают один земной поклон. Посем, обратившись к народу, кланяются в пояс, испрашивая прощение, и входят в алтарь с молитвой: «Вни́ду в дом Твой…». По входе в алтарь священнослужители дважды поклоняются перед святым престолом до земли, целуют, как обычно, Евангелие, напрестольный Крест и престол, и, совершив третье поклонение, кланяются друг другу, а затем облачаются в священные одежды; молитвы на облачение не читаются. Иерей благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней Крест и произносит тихо: «Господу помолимся». Отпуст изобразительных (см. выше) на солее, затем иерей возвращается в алтарь.

Иерей с диаконом совершают три малых поклона перед святым престолом и молятся: «Боже, очи́сти мя, грешнаго». Диакон молча принимает благословение от иерея, исходит северными дверьми на солею и, помолившись, возглашает: «Благослови́, владыко». Иерей, стоя перед престолом и творя крест Евангелием, произносит начальный возглас: «Благослове́но Царство…». Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды)206 и псалом 103-й (предначинательный)207. Во время чтения псалма священник тайно читает «с откровенною главою» перед царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й: «Немо́лчными пе́сньми…». Три первые молитвы здесь не читаются, так как они будут прочитаны позднее.

По исполнении псалма – ектения великая. Певцы поют: «Господи, помилуй» великопостным распевом. Во время ектении священник читает (тайно) молитву 1-го антифона (1-ю светильничную молитву): «Господи Щедрый и Милостивый…»208. По окончании ектении иерей возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава…». Кафизма 18-я. Особенность стихословия состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы на вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения209.

Во время 1-го антифона иерей переставляет Евангелие, лежащее на святом антиминсе, на правую сторону престола210, раскрывает антиминс и поставляет на него дискос, открывает стоящую на горнем месте престола дарохранительницу и, совершив с диаконом земной поклон (в некоторых храмах – два земных поклона), полагает со благоговением Преждеосвященный Агнец на дискос (в некоторых храмах – с помощью копия и лжицы), после чего творит земной поклон. К этому времени чтец заканчивает первый антифон: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (трижды). Диакон произносит малую ектению, во время которой священник в алтаре читает (тайно) молитву 2-го антифона (2-ю светильничную молитву): «Господи, да не я́ростию Твоею…». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко Твоя держава…». Певцы: «Аминь». Чтец – 2-й антифон кафизмы.

Во время 2-го антифона совершается каждение Святого Агнца, находящегося на престоле. По возгласе «Яко Твоя держава…» иерей и диакон земно поклоняются пред Святыми Дарами; затем иерей с кадилом, диакон со свечой трижды совершают каждение вокруг престола. По окончании каждения оба вновь поклоняются пред Святыми Дарами. Диакон произносит малую ектению, во время которой иерей читает (тайно) молитву 3-го антифона (3-ю светильничную молитву): «Господи Боже наш…». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Чтец – 3-й антифон кафизмы.

Во время 3-го антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник. Иерей творит земной поклон перед Святыми Дарами (в некоторых храмах – два земных поклона), затем, держа дискос близ чела, в предшествии диакона со свечой в левой руке и кадилом в правой, переносит дискос на жертвенник, идя через горнее место. В это время все молящиеся в алтаре становятся на колени (по благочестивому обычаю, во время чтения 3-го антифона то же делают и все молящиеся в храме). Иерей у жертвенника вливает в потир вино с водой211, кадит сначала звезди́цу, ставит ее на дискос, затем кадит малые покро́вцы, покрывает ими, как обычно, дискос и потир. Потом, окадив большой возду́х, покрывает им дискос и потир вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. При каждом священнодействии иерей произносит только: «Господу помолимся», «Господи, помилуй». После покрытия возду́хом священных сосудов иерей произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Диакон поставляет возжженную свечу на жертвенник перед Святыми Дарами и глаголет: «Аминь». Иерей кадит Святые Дары и творит земной поклон.

По перенесении Святых Даров на жертвенник диакон произносит малую ектению, а иерей возвращается к престолу, складывает антиминс и снова возлагает на него Евангелие и по окончании ектении возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог ми́ловати и спаса́ти…». Певцы: «Аминь».

После кафизмы поется «Господи, воззвах». Стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 2-й и глас 5-й – 6 (самогласен, глас 8-й: «Постя́щеся, бра́тие, теле́сне...» – дважды), и Минеи, глас 8-й (с 21 февраля, прп. Тимофе́я, иже в Симво́лех)212 – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому́ уподо́билася еси...». Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма.

_ Примечание. _ Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

При пении последней стихиры на «Слава, и ныне» (или на «И ныне») открываются царские врата и совершается вход с кадилом. Если на Преждеосвященной Литургии полагается чтение Евангелия (например, 24 февраля, 9 марта, в храмовый или полиелейный праздник, в первые три дня Страстно́й седмицы), то вход совершается с Евангелием.

Диакон: «Премудрость, про́сти». «Свете Тихий». Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец213 произносит прокимен Триоди (по обычному чину). По исполнении прокимна (со стихом) диакон: «Премудрость». Чтец произносит наименование 1-й паримии Триоди: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». Читается первая паримия Триоди (царские врата затворяются). По окончании паримии диакон: «Вонмем», царские врата отверзаются. Поется второй прокимен Триоди. По исполнении его диакон возглашает: «Повелите». (Священник при служении без диакона слово «Повелите» не произносит.) Иерей, взяв обеими руками кадило и свещник со свечой, стоя лицом к престолу, начертывает ими знак Креста и произносит велегласно: «Премудрость, про́сти». После этого, обратясь на запад, к народу, он воздвигает свечу с кадилом и возглашает: «Свет Христов просвещает всех»214. (В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом – Светом истины, преклоняются до земли215.) Чтец произносит наименование 2-й паримии Триоди: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Читается вторая паримия Триоди (царские врата затворяются). По окончании паримии царские врата, по обычаю, отверзаются. Иерей, благословляя чтеца, произносит: «Мир ти». Диакон: «Премудрость». И следует пение стихов великого прокимна: «Да испра́вится молитва моя…».

_ Примечание. _ «Да исправится молитва моя…» – древний великий прокимен великопостных торжественных служб (схема исполнения такая же, как и у всех великих прокимнов).

«И по исполне́нии пареми́й, глаго́лет иере́й: Мир ти. И диа́кон: Прему́дрость. Чтец: Да испра́вится моли́тва моя́: Тогда́ пра́ваго и ле́ваго ли́ка, и предстоя́щий наро́д о́бе страны́ во всей це́ркви стоя́т на коле́нах моля́щеся. И по пе́нии чтеца́, 1-й лик пое́т то́йжде: Да испра́вится моли́тва моя́: И чтец, и друга́я страна́ ли́ка, и предстоя́щий наро́д, стоя́т на коле́нах, до́ндеже пропою́т. Та́же чтец пое́т 1-й стих: Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: И по пропе́тии стиха́, пое́т 2-й лик: Да испра́вится моли́тва моя́: Тогда́ чтец, и 1-й лик, и тоя́ страны́ предстоя́щий наро́д припа́дают на коле́на: Та́же чтец пое́т 2-й стих: Положи́, Го́споди, хране́ние: И 1-й лик па́ки пое́т: Да испра́вится моли́тва моя́: И чтец, и 2-й лик, и предстоя́щий наро́д, па́ки приклоня́ют коле́на. И па́ки чтец пое́т 3-й стих: Не уклони́ се́рдце мое́: и 2-й лик пое́т: Да испра́вится моли́тва моя́: И приклоня́ет коле́на чтец, и 1-й лик, и наро́д. И па́ки чтец пое́т: Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю: И тогда́ о́ба ли́ка, и во це́ркви предстоя́щий весь наро́д, припа́дают на коле́на, и стоя́т, до́ндеже чтец пое́т: И воста́вше допева́ют на кли́росе: Воздея́ние руку́ мое́ю же́ртва вече́рняя. И по исполне́нии твори́м покло́ны 3» (Типико́н, гл. 49-я, в среду 1-й седмицы вечера).

Чтец216, стоя перед царскими вратами, поет избранные стихи 140-го псалма: «Да испра́вится молитва моя, яко кадило, пред Тобою, воздея́ние руку́ моею, жертва вечерняя». В это время, согласно современной практике, все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют: «Да испра́вится молитва моя…» и затем опять становятся на колени. Чтец же всегда становится на колени во время пения хора. В таком порядке чтецом поются еще три стиха: «Господи, воззва́х…», «Положи́, Господи…» и «Не уклони́ сердце мое…», певцы после каждого из них поют: «Да испра́вится…». Затем чтец поет первую половину прокимна: «Да испра́вится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают с колен, и певцы допевают: «Воздея́ние руку́ моею, жертва вечерняя».

Иерей во время пения этих стихов, стоя (стоят и все священники, совершающие соборное служение)217 перед престолом, совершает каждение. При пении на клиросе «Да исправится...» после стиха: «Не уклони́ сердце…» иерей переходит к жертвеннику и кадит перед жертвенником. Затем отдает кадило диакону и, благоговейно поклонившись святыне (поясной поклон), отходит к престолу. При заключительном пении «Да испра́вится…» предстоятель (и все священники, совершающие соборное служение) преклоняет колена и повергается ниц пред престолом, а диакон продолжает кадить Святые Дары до окончания пения.

По окончании пения «Да испра́вится молитва моя…» иерей, по обычаю, произносит молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

_ Примечание. _ В Типиконе и традиционных изданиях Служебника218 отсутствуют указания о произнесении на Литургии Преждеосвященных Даров молитвы прп. Ефрема Сирина. Богослужебные книги предписывают совершение трех поклонов после пения Да исправится молитва моя и после Ныне силы Небесныя (по великом входе), а также трех «метаний» на Буди имя Господне. В современной богослужебной практике Русской Церкви219 совершение этих поклонов, по обычаю, сопровождается чтением священником молитвы прп. Ефрема Сирина (после Буди имя Господне молитва прп. Ефрема Сирина читается обычно только в Великую Среду).

Вслед за молитвой прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие220, если положено по Уставу. Если же нет Апостола и Евангелия, царские врата затворяются. Ектения «Рцем вси…», и затем совершается прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров221.

На пение «Ныне силы Небесныя…» отверзаются царские врата. Диакон кадит святой алтарь, а также священников и диаконов, при этом иконостас и молящихся диакон не кадит. При совершении каждения диакон тайно читает 50-й псалом. Затем иерей, стоя с диаконом перед престолом, воздевает руки горе́ и молится: «Ныне силы Небесныя…» (трижды), и целует престол. Потом идет к жертвеннику, трижды кланяется со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго», трижды кадит Святые Дары и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо возду́х. Сам же правой рукой приемлет дискос и держит его на уровне чела, в левую руку берет потир222 (держит его «при пе́рсех») и переносит Святые Дары с жертвенника на престол, исходя северными дверьми и входя в алтарь царскими вратами. Диакон предшествует священнику, идя лицом к Святым Дарам, «с кадильницею то́чию»223 и кадит часто (перед диаконом, как и на полной Литургии, идут свещеносцы). Никаких остановок на солее и поминовений не бывает. При прохождении иерея через солею все молящиеся повергаются ниц. По входе в алтарь иерей поставляет Святые Дары на антиминсе. Молящиеся встают, певцы поют: «Верою и любовию присту́пим…». Иерей отлагает покро́вцы, покрывает возду́хом (предварительно окадив его) Святые Дары и кадит их224. При священнодействиях ничего не произносится. Диакон молча принимает благословение от иерея.

По окончании пения «Верою и любовию…» полагаются три великих поклона. При этом иерей произносит (в алтаре) молитву прп. Ефрема Сирина (в Типиконе нет указаний на произношение в этом месте службы молитвы прп. Ефрема Сирина, но обычай чтения ее очень распространен)225. Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину. Диакон произносит ектению «Исполним вечернюю молитву нашу…». Возглас: «И сподоби нас, Владыко…». Певцы: «Отче наш…». Иерей: «Яко Твое есть Царство…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон: «Главы́ наша Господеви прикло́ним». Певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благодатию и щедротами…». Певцы: «Аминь» (протяжно). Закрывается полностью завеса царских врат. Диакон: «Вонмем». Иерей влагает правую руку под возду́х, «со благоговением и страхом» прикасаясь к Святому Агнцу, и возглашает: «Преждеосвяще́нная Свята́я святы́м». Певцы: «Един Свят…» и запричастный стих: «Вкуси́те и ви́дите, яко Благ Господь», «Аллилуия» (трижды). Если читались Апостол и Евангелие святого, то поется и причастен святого.

Иерей отлагает возду́х и снимает звездицу. Диакон входит в алтарь и произносит: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник: «Раздробляется и разделяется…», – раздробляет Святой Агнец и влагает частицу в потир, ничего не произнося. Теплота вливается в потир тоже в молчании. Иерей и диакон причащаются по чину, указанному в Служебнике, в «Изъявлении о некиих исправле́ниих в служении Преждеосвященныя Литургии». (Особенность причащения: если Литургия Преждеосвященных Даров совершается священником с диаконом, то диакон, приняв часть Святых Таин, не испивает из потира и не вкушает анти́дора, поскольку он совершает это по потреблении Святых Даров. Так же поступает священник, если служит без диакона.) По открытии царских врат возглас: «Со страхом Божиим и верою приступи́те». Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во усте́х моих». Причащение народа совершается по обычному чину226. Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы: «Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкуси́те и ви́дите, яко Благ Господь». «Аллилуия» (трижды). Перед отнесением на жертвенник священник трижды кадит Святые Дары, но слова: «Вознеси́ся на Небеса, Боже…» не произносит.

По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно…» – певцы: «Да испо́лнятся уста наша…». Заамвонная молитва: «Владыко Вседержителю…». Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».]227 Псалом 33-й. Во время чтения или пения 33-го псалма иерей раздает антидор (хранившийся с полной литургии) молящимся. Затем иерей, благословляя народ, произносит: «Благословение Господне на вас…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст228. Певцы поют многолетны.

_ Примечание. _ Церковный Устав указывает дни, когда может совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Это среды и пятницы первых шести седмиц Великого поста, четверток 5-й седмицы, Понедельник, Вторник и Среда Страстно́й седмицы, 24 февраля и 9 марта, храмовый или полиелейный праздник (если случится в седмичные дни – не в субботу и Неделю)229. Совершение данной Литургии в других случаях, например ради погребения или поминовения усопших, будет недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой. Именно потому, что Литургия Преждеосвященных Даров не может быть заупокойной, в ее чинопоследовании не предусматривается произнесение заупокойной ектении и присоединение каких-либо заупокойных песнопений (за исключением стихиры на вечерне на «Господи, воззвах» в пятницы 2-й, 3-й и 4-й седмиц, поскольку в субботы этих седмиц совершается поминовение усопших). Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом.

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 18 февраля).

202 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

203 См., например: Служебник. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001; Служебник. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005; Служебник [аналойный формат]. М.: Издательский Совет РПЦ, 2006.

204 Ср.: Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных (в полном изложении). М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012; Служебник [аналойный формат]. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017.

205 На практике входные молитвы часто совершаются в конце 9-го часа, так чтобы во время изобразительных священнослужители успели облачиться и выйти на молитву прп. Ефрема Сирина. Существует также практика чтения входных молитв перед началом богослужения, облачение же к Литургии Преждеосвященных Даров при этом совершается позже – во время изобразительных.

206 Если вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров совершается в отдельном от 9-го часа и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство...» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 530.

207 «Диа́кон же стои́т пред ико́ною Спа́са, ожида́я оконча́ния псалма́» (см.: Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных (в полном изложении). М., 2012. С. 5). Существует также практика, согласно которой диакон после начального возгласа Литургии возвращается в алтарь, откуда потом выходит к произнесению великой ектении (обычно – в конце предначинательного псалма).

208 См.: Служебник. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 276–277.

209 Каждая «Слава» кафизмы завершается чтецом следующим образом: Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Перед антифонами кафизмы молитвословия: «Господи, помилуй» (трижды) и Слава, и ныне, не произносятся.

210 Раньше, по древней практике, отразившейся в нашем Служебнике, Преждеосвященные Дары перед богослужением находились на жертвеннике. Там, где такая практика сохраняется, иерей, согласно указанию Служебника, «отхо́дит... во свято́е Предложе́ние: и взем Преждеосвяще́нный Хлеб от хлебоно́сца, полага́ет и со благогове́нием мно́гим во святы́й ди́скос, вложи́в во святу́ю ча́шу вино́ и во́ду обы́чно, ничто́же глаго́ля. И взем кади́льницу, кади́т звезди́цу и покро́вы: и покрыва́ет я, ничто́же отню́д глаго́ля, ниже́ моли́тву предложе́ния, но то́кмо: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».

211 Указание на вливание в потир вина и воды перед покрытием Святых Даров на жертвеннике содержится в Служебнике в Чине Божественной Литургии Преждеосвященных: «Наче́ншуся же стихосло́вию, отхо́дит свяще́нник во свято́е Предложе́ние: и взем Преждеосвяще́нный Хлеб от хлебоно́сца, полага́ет и со благогове́нием мно́гим во святы́й ди́скос, вложи́в во святу́ю ча́шу вино́ и во́ду обы́чно, ничто́же глаго́ля. И взем кади́льницу, кади́т звезди́цу и покро́вы: и покрыва́ет я, ничто́же отню́д глаго́ля, ниже́ моли́тву предложе́ния, но то́кмо: Моли́твами святы́х оте́ц...». Это предписание Служебника можно встретить и в греческой практике (ср.: Εὐχολόγιον τὸ Μέγα. Βενέτιας, 1862; Αθῆναι, 1986r. Σ. 106), и в русской дореформенной традиции (ср.: Служебник. М., 1623. Л. 197−198; Устав церковный. М., 1641. Л. 956). Пособия и руководства по Литургике и Богослужебному Уставу также особо оговаривают вливание в потир вина, соединенного с водой (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 919; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 277; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. С. 462; Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 228; Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. Джорданвилль, 2000. С. 374). Соединение вина и воды используется в данном случае по аналогии с полной Литургией – с целью бо́льшего соответствия священнодействий Литургии Преждеосвященных Даров проскомидийному чину Литургии свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоуста.

212 Стихиры свт. Евста́фия, архиеп. Антиохи́йского, с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени четверга.

213 Прокимны произносятся чтецом, читающим паримии.

214 В некоторых местах в соединении с этим обрядом сохраняется древнехристианский обычай внесения вечернего светильника в молитвенное собрание. Иерей святыми вратами износит из алтаря выносной подсвещник, стоявший перед жертвенником, и оставляет его на солее.

215 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 465.

216 По Ирмологиону первое и конечное «Да исправится…» и все стихи поет сам служа́щий иерей, стоя пред престолом и совершая каждение. Однако обычно пение «Да исправится…» совершается на середине храма, за амвоном, тремя певцами.

217 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 923. Существует также традиция, согласно которой сослужащие предстоятелю иереи во время пения Да исправится молитва моя... становятся на колени.

218 См., например: Служебник. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001; Служебник. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005; Служебник [аналойный формат]. М.: Издательский Совет РПЦ, 2006.

219 Ср.: Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных (в полном изложении). М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012; Служебник [аналойный формат]. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017.

220 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: «Возсия́й в сердца́х на́ших...» (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181).

221 В некоторых храмах вторая ектения о верных иереем, служащим без диакона, произносится в сокращенном виде (по аналогии с полной Литургией).

222 Если служат несколько священников, то старший берет дискос со Святыми Дарами, второй – Чашу, третий – Крест и т. д., как на полной Литургии.

223 Это указание Служебника надо понимать в том смысле, что диакон не несет, как на полной Литургии, дискос. По установившейся практике, диакон в правой руке держит кадило, а в левой – свечу. Если служат два диакона, то младший со свечой идет первым, за ним – старший с кадилом, при этом постоянно совершая каждение Святых Даров; оба идут лицом к Святым Дарам.

224 «Взе́млет же свяще́нник покро́вы от Святы́х Даро́в, и покрыва́ет я возду́хом» (Служебник. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005. С. 270). Существует также практика, согласно которой покровцы не снимаются с дискоса и потира по поставлении Святых Даров на престол, а священные сосуды покрываются воздухом поверх покровцов (ср.: Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных (в полном изложении). М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 31; Служебник [аналойный формат]. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. С. 356).

225 См. примечание выше.

226 Младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова, на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают.

227 В Служебнике (М., 2005. С. 306) в последовании Литургии Преждеосвященных Даров перед 33-м псалмом указано «Слава, и ныне», Типикон об этом умалчивает (с. 878). На практике «Слава, и ныне» в этом месте обычно опускается.

228 Составитель Литургии Преждеосвященных Даров, согласно Служебнику, поминается на отпусте перед призыванием всех святых, а не перед святыми храма и дня (как на полной Литургии).

При совершении Литургии Преждеосвященных Даров в полиелейные праздники произносится полный праздничный отпуст, в котором в качестве святых дня сначала поминается полиелейный святой уходящего богослужебного дня, которому пелись стихиры на Господи, воззвах, а потом святой наступающего богослужебного дня.

Некоторые литургисты (В. Розанов и А. И. Георгиевский) относят эту особенность поминовения святых двух дней (уходящего и наступающего) не только к Преждеосвященной Литургии в полиелейные праздники, но и вообще к дневному отпусту всякой Преждеосвященной Литургии.

Другие (Н. Д. Успенский, прот. К. Никольский) считают, что основанием для упоминания на отпусте святого уходящего дня является наличие на вечерне с Преждеосвященной Литургией каких-либо текстов, к данному святому обращенных. Это происходит только при полиелейных праздниках (на Господи, воззвах поются стихиры полиелейного святого), на рядовой же вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров на Господи, воззвах поются стихиры святого наступающего богослужебного дня, поэтому и имени святого уходящего дня, согласно этому мнению, не должно быть на отпусте.

229 Следует отметить, что в Русской Церкви при совпадении памяти святителя Московского Алексия (12 февраля ст. ст.) с седмичными днями 2-й недели св. Четыредесятницы должна совершаться полиелейная служба (с Литургией Преждеосвященных Даров), о чем свидетельствует указание Типикона, помещенное под 12 февраля: «А́ще ли пост: пое́м ему́ [свт. Московскому Алексию. – Сост.] по Ма́ркове главе́, я́коже указа́ся пе́ти Обре́тению Честны́я главы́ Предте́чевы» (Типикон, 12 февраля, 1-е «зри»). Ср.: Ванюков С., свящ. О днях совершения Литургии Преждеосвященных Даров // Московские епархиальные ведомости. М., 2010. № 3–4. С. 128–131.