8 февраля 2020 - Православный Церковный календарь

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Один священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю. — Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две монеты. Так он был милосерден! Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник. — Смерти! — закричали его слушатели. — И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий. Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 8 февраля 2020 года

Суббота. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (с 27 января).

Прпп. Ксенофо́нта, супруги его Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна.

Прп. Ксенофо́нта Робе́йского.

На этот день, в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Кирилла176, переносится с воскресенья, 27 января, полиелейная служба свт. Иоанна Златоуста.

_ Примечание. _ Рядовая служба Минеи (прпп. Ксенофо́нта, супруги его Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна) может быть перенесена на повечерие177.

Календарные заметки: На этот день переносится с воскресенья, 27 января, служба Перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.   Ин., 36 зач., X, 9–16.

Ряд.: 2 Тим., 293 зач., II, 11–19.   Лк., 88 зач., XVIII, 2–8.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Не подоба́ше тебе́, Златоу́сте…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Преподо́бне треблаже́нне…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На повечерии может петься служба прпп. Ксенофо́нта, супруги его Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна (с этого дня)178.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я179. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси живу́щии по вселе́нней». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Труба́ златогла́сная…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.

_ Примечание. _ При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)180.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «О́тче Златоу́сте…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От вся́ких [всех] бед рабы́ Твоя́…» (см. прил. 2-е, «Во вторник у́тра»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня181.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

176 Ср.: Богослужебные указания на 2014 год для священно-церковнослужителей. М., 2013. С. 88, 91.

177 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

178 См. предыдущую сноску.

179 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

180 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

181 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.