26 января 2020 - Православный Церковный календарь

Евангелие дня

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Один француз в сопровождении араба-христианина совершал путешествие по пустыне.День за днем араб не забывал преклонять свои колена на горячем песке и взывать к Богу.Однажды вечером неверующий француз спросил у араба:— Откуда ты знаешь, что существует Бог?Проводник на минуту задумался и ответил:— Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего ты заключаешь, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек?— Ну, это же видно по следам, — удивился неверующий француз.Тогда, показав рукой на заходящее солнце, залившее своими лучами весь горизонт, араб сказал:— Это следы не человека.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 26 января 2020 года

Неделя 32-я по Пятидесятнице, _ по Богоявлении _ . Глас 7-й. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка. Прп. Ирина́рха, затворника Ростовского.

Преподобных отец, в Сина́е и Раи́фе избиенных (с 14 января) . Прп. Елеаза́ра А́нзерского.

Служба мчч. Ерми́ла и Стратони́ка не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава)100 (А).

_ Примечание. _ Служба преподобных отец, в Сина́е и Раи́фе избиенных (с 14 января), может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера101.

Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой прп. Ирина́рха Ростовского и службой попразднства Богоявления102 (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (Б)103.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Недели по Богоявлении: Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7–13.   Мф., 8 зач., IV, 12–17.

Ряд.: 1 Тим., 280 зач. (от полу́), I, 15–17 (Недели 31-й).   Лк., 93 зач., XVIII, 35–43 (Недели 31-й).

Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.   Лк., 24 зач., VI, 17–237.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на «Господи, воззвах»)104, «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвеща́ется...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «А́нгельская во́инства...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные105.

Непорочны106 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Струи́ освяти́л еси...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Све́та незаходи́маго...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и праздника (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени), глас 6-й и глас 8-й – 4 (со славником: «Днесь тварь просвеща́ется...», и припевами своими; припевы см. в Минее в стихирах на стиховне утрени). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…»107.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников108. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 8-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь мучеников. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении109 и праздника110.

Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и дня111.

Задостойник праздника.

Причастен – Недели по Богоявлении (праздника): «Яви́ся благода́ть Бо́жия...», и воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 2-й – 3 (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Егда́ услы́шал еси…»112, «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени, без стиховных припевов), и литийные стихиры преподобного, глас 2-й113. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, и́ноков ли́цы...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвеща́ется...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «По́стника Госпо́дня…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «А́нгельская во́инства...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные114.

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом115. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 4-й: «Зва́нию Госпо́дню...»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 7-й: «Крест Христо́в...». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Егда́ узре́ тя…», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. по 1-м или по 2-м стихословии в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка). Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 2-й на 4 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален преподобного, глас 4-й (дважды)116. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Струи́ освяти́л еси...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен праздника: «Све́та незаходи́маго...» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и преподобного, глас 5-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера в службе преподобного). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…»117.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного118. Кондак воскресный.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак преподобного.

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак праздника.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 8-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении119 и преподобного120.

Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении, дня (под зачало)121 и преподобного.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с...»122, и преподобного: «В па́мять ве́чную...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

100 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава.

101 Ср.: Там же. О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

102 В этом случае служба мчч. Ерми́ла и Стратони́ка может быть перенесена, вместе со службой преподобных отец, в Сина́е и Раи́фе избиенных (с 14 января), на повечерие в Неделю вечера. О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

103 По этому же образцу может совершаться полиелейная служба прп. Елеазара Анзерского.

104 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

105 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».

106 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

107 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскре́с из гро́ба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

108 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

109 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

110 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368.

111 Рядовые чтения на Литургии в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении (13 января) в текущем году следующие: Апостол – 1 Тим., 280 зач., от полу́ (Недели 31-й); Евангелие – Лк., 93 зач. (Недели 31-й).

112 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

113 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86.

114 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».

115 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

116 Ср.: Минея, 7 января, 1-я Маркова глава.

117 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскре́с из гро́ба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

118 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

119 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

120 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368.

121 Рядовые чтения на Литургии в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении (13 января) в текущем году следующие: Апостол – 1 Тим., 280 зач., от полу́ (Недели 31-й); Евангелие – Лк., 93 зач. (Недели 31-й).

122 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368).