3 января 2020 - Православный Церковный календарь
Евангелие дня
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг, разговор зашёл о Боге. Парикмахер сказал: – Если Бог существует, откуда тогда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он дейстительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, Который допускает все это. Потому лично я не верю в Его существование.Тогда клиент сказал парикмахеру:– Знаете, что я скажу? Парикмахеров не существует.– Как это так? – удивился парикмахер. – Один из них сейчас перед вами.– Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.– Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.– В том-то и дело! – подтвердил клиент. – И я о том же: Бог есть! Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 3 января 2020 года
Пятница. Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
Мц. Иулиани́и. Блгв. кн. Иулиани́и Вя́земской. Блж. Проко́пия, Христа ради юродивого, Вя́тского.
Полиелейная служба свт. Петра совершается вместе со службой предпразднства.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Евр., 317 зач., VII, 18–25. Мк., 46 зач., X, 23–32.
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й – 3, и святителя, глас 2-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Боже́ственнаго свы́ше…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приими́те, я́сли…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прииди́те, вси ве́рнии…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Восприими́, Вифлее́ме…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Яже пре́жде безпло́дная...». «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды), тропарь святителя, глас тот же: «Яже пре́жде безпло́дная...» (единожды). «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален святителя (дважды), «Слава, и ныне» – седален предпразднства.
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда́ преставле́ние честна́го твоего́ те́ла…».
Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3-й; седален святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же.
_ Примечание. _ Типикон умалчивает о кондаке святителя, глас 4-й: «Яви́ся днесь...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 191 об.) этот кондак также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й46.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – ин светилен предпразднства.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: предпразднства, глас 6-й – 4, и святителя, глас 8-й – 4 (с припевами своими; первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Всяк град и страна́…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Волхва́ Валаа́ма…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Яже пре́жде безпло́дная...». «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. (Ср.: Типикон, 21 декабря.)
_ Примечание. _ По аналогии с пением тропарей в конец вечерни допустимо на утрени по Трисвятом петь тропари следующим образом: тропарь святителя, глас 4-й: «Яже пре́жде безпло́дная...». «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.
На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропари святителя читаются попеременно. Кондаки предпразднства и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь предпразднства, тропарь святителя, ин тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак предпразднства.
В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь святителя, ин тропарь святителя; кондак предпразднства. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь святителя, ин тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак предпразднства.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
46 В Минее (М., 2002. Ч. 2. С. 139) ошибочно указан глас 2-й.