Возрождение традиций в проекте Саровских врат: от идеи до воплощения

В мае 2021 года состоялось одно из знаковых событий в развитии Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря – в селе Дивеево прошла торжественная церемония закладки Саровских врат.

Их строительство ведется в южной части села, на улице Октябрьской, на пути следования из Сарова в Дивеевский монастырь. До революции в этой стороне уже были ворота, но они, как и прежняя монастырская ограда, не сохранились. И теперь решено возвести вновь эти объекты, но в более величественных размерах и немного других, расширенных, границах.

В день закладки Саровских врат митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий произнес: «Все наши заботы и попечения являются продолжением тех слов, которые сказал преподобный Серафим об этой святой обители. А мы знаем, что батюшка Серафим ничего не говорил от себя, а являл лишь волю Царицы Небесной. Сегодня мы закладываем Саровские врата. Они направлены в сторону Свято-Успенской Саровской пустыни. Таким образом происходит еще одна невидимая духовная связь между Дивеевом и Саровом. Помолимся, чтобы Господь благословил наше благое начинание и дал нам духовных и телесных сил и дар разумения с усердием завершить начатое благое дело».

Высота новых ворот будет достигать 29 метров, ширина композиции – около 42 метров. Не менее грандиозной является и их художественная реализация. Проект Саровских врат разработан специалистами Центра классической и традиционной архитектуры Московского архитектурного института (МАРХИ) по заказу АНО «УК «Саровско-Дивеевский кластер».

Планируется, что трехшатровая композиция в стиле русского узорочья рубежа XIX и ХХ веков дополнит уже существующий ансамбль монастыря. Состоять ворота будут из трех арок, изнутри декорированных мозаичными панно, а сверху увенчанных семью луковичными куполами. В мозаике будут выполнены и иконы, которые увенчают арки с двух сторон. При входе в обитель на вратах будут располагаться образ «Спас Нерукотворный», изображение преподобного Серафима Саровского и икона Божией Матери «Умиление». На выходе – образы преподобных жен Дивеевских.

«Проект Саровских врат глубоко символичен, как и все архитектурные решения на территории этой святой обители. Когда-то преподобный Серафим Саровский взял на себя попечение о Дивеевской женской общине. Мы, следуя его заветам и примеру, продолжаем заботиться об уже разросшемся Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Строительство новых ворот является важной частью комплекса мероприятий паломническо-туристического кластера „Арзамас – Дивеево – Саров“, направленных на развитие Дивеевской обители. Надеемся, что наш труд позволит не только восстановить, но и приумножить ее величие», – подчеркнул директор АНО «УК «Саровско-Дивеевский кластер» Игорь Филиппов.

      Но, по словам директора Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексея Капустина, главным в разработке и воплощении этого проекта является все-таки не внешний вид, а его идея и способ реализации. Так, возводится объект в соответствии с задумкой авторов в традициях русского зодчества.

      «Строительство Саровских врат – это не интерпретация исторических образов русских церквей или попытка копирования стилистических принципов, а результат полноценного и глубокого изучения как архитектурной, так и строительной науки, которой достигли наши предки к началу ХХ века», – рассказывает Алексей Капустин.

      Строительству предшествовала большая исследовательская и проектная работа: были изучены образцы соответствующей архитектурной школы, чертежи и методы работ.

      «Успешный возврат к академическому, а не формальному пониманию искусства русской архитектуры позволяет думать о том, что русская традиция, несмотря ни на что, не угасла, и сегодня появляется архитектура, которую по праву можно назвать правопреемницей традиции мастеров, когда-то создавших храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле (конец XVII века) и храм Воскресения Христова „Спас на Крови“ (начало XX века) в Санкт-Петербурге», – продолжает директор Центра.

      Подлинность стиля достигается и за счет способа строительства: сложную геометрию частей выстраивают не с помощью железобетонной формовки, а за счет традиционной кирпичной кладки; форма пилястр (прим. ред. – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба) также создается из кирпича, а не из пластика и пенополистирола.

      Алексей Капустин называет Саровские врата «символом начала нового понимания глубокого и возвышенного традиционного искусства архитектуры и возрождения преемственности в проектировании и строительстве русской культуры, берущей начало от святой Византии и древней Руси». Оценить, насколько мастерам удалось воплотить эту идею и повторить архитектурный опыт предков, паломники и гости села смогут уже в конце 2021 года, когда завершится строительство Саровских врат.