Антипасха: вместо или против?

24.04.2020

Первое воскресенье от Пасхи носит название Антипасхи, однако оно вовсе не означает какого-либо противопоставления. Этот день предполагает скорее повторение Великого праздника: приставка «анти» в переводе с греческого означает не «против», а «вместо» или «напротив». Получается, что Антипасха — праздник «вместо» Пасхи, или вторая Пасха.

В этот день в церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, снова вспоминая Светлое Христово Воскресение, после чего закрывают Царские врата, которые всю неделю до этого были отворены. С вечера возобновляется чтение Псалтири, а в домашнее правило снова возвращаются утренние и вечерние молитвы.

Также этот воскресный день называют Фоминым в память о евангельской истории сомнений и уверения апостола Фомы. Его не было, когда к остальным ученикам явился воскресший Христос, а рассказам об этом Фома просто не поверил.

“Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей... не поверю” (Ин. 20:25).

Спаситель явился ему на восьмой день после Своего Воскресения и предложил вложить свои пальцы в раны от гвоздей, чтобы убедиться в истинности произошедшего. Фома раскаялся в своем неверии, но в истории за ним так и закрепилось прозвище «неверующий», бытующее в русском языке уже как устойчивое выражение.

Кроме того, в народе этот день принято называть Красной горкой. С этого праздника после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на Красную горку приходилось больше всего свадеб, устраивались гулянья и сватовство.

Но на этом Пасха не заканчивается! Радость от Христова Воскресения остается с нами не только в течение последующих 40 дней до Вознесения Господня, но и всю жизнь.

Фото: Александр Чурбанов для сайта Нижегородской епархии